aif.ru counter
1126

Смоленскими святыми можно назвать более 80 человек

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Смоленск 15/05/2013
Фото автора и из архива Эдуарда Стороженко.

Библиотекарь из Смоленска Эдуард Стороженко много лет занимается изучением житий смоленских святых. Об особенностях своей работы он рассказал в интервью «АиФ-Смоленск».

Необычная наука

- Эдуард Анатольевич, вы занимаетесь агиографией. Что изучает эта наука?

- Агиография изучает жития святых и все письменные памятники, которые с ними связаны. Наука не очень древняя, но в современном мире из всех богословских дисциплин, которые так или иначе связаны с изучением темы святости, она наиболее востребованная.

- Почему вы начали заниматься этой наукой?

- Все началось еще в юности. Я тогда увлекался чтением житий святых, особенно мне нравились произведения святителя Димитрия Ростовского. Он писал о больших тружениках и великих подвижниках. Читая эти глубокие по своему смыслу и сильные по эмоциональности повествования, я понимал, что они - плод огромного и очень интересного исследовательского труда. И именно тогда у меня появилось желание заняться когда-нибудь изучением жизни святых. Позже я стал интересоваться именно смоленскими святыми. Постепенно углубляясь в эту тему, я понял, что даже в описанные жития наших подвижников очень многие любопытные детали просто не вошли.

Сколько святых на Смоленщине?

- Биографии каких смоленских святых вы исследуете?

- Вообще я поставил себе целью изучить жития всех смоленских святых. В официальном списке собора смоленских святых, праздник которого был введен в 80-е годы ХХ века, на тот момент значилось 27 имен, на сегодняшний день я насчитал более 80 человек, которых можно называть местными святыми. Значительная часть из этого списка - святые ХХ века. Сегодня я исследую биографии новомучеников и исповедников российской церкви ХХ века, которые так или иначе были связаны со Смоленском.

- Кто из смоленских святых вам наиболее близок по духу?

- Я бы не сказал, что кто-то из святых мною наиболее любим, разные святые мне по-разному понятны и по-своему близки. Их поступки, как и поступки Иисуса Христа, - это проявления святости как универсального свойства Божьего: они близки любому человеческому сердцу. И каждый святой в этом смысле понятен, близок и лично мною любим.

Сандалии Меркурия не сандалии Меркурия?

- Сандалии Меркурия Смоленского, хранящиеся в Успенском соборе, настоящие или нет?

- Артефакт этот специфический, ведь смоленская святость, смоленский культ святых и святынь по своему характеру очень близок к западному культу. Европейский культ святых связан с такой особенностью, что если по молитвам какого-то святого совершалось чудо, то человек, удостоенный его, мог принести в дар святому ту вещь, с которой оно было непосредственно связано.

Так называемые «сандалии» святого Меркурия - это металлическая рыцарская обувь. К XIII веку они не относятся, их возраст определяли по внешнему виду, других анализов, насколько мне известно, произведено не было. Эта обувь, вероятно, относится к XIV-XV векам. Как она стала ассоциироваться с именем святого Меркурия? Возможно, что с каким-то человеком, обращавшимся с молитвой к святому Меркурию, произошло чудо, и он в знак признательности преподнес в дар собору свою железную рыцарскую обувь, с тем чтобы ее разместили возле мощей святого Меркурия. Здесь, при мощах, эта обувь какое-то время хранилась и, естественно, называлась обувью святого Меркурия Смоленского.

- Где находятся мощи святого Меркурия?

- Мощи святого изначально хранились в Мономаховом соборе, который был взорван в  XVII веке, и, по свидетельству историков, эти мощи пропали. Известно, что существовали некие частицы мощей святого Меркурия, однако их идентификация усложняется тем, что основной массив мощей был утерян. Даже сейчас, при возможностях всех экспертиз ДНК, трудно было бы установить, действительно ли какие-то частицы относятся к мощам святого или нет.

- Какие интересные неисследованные тексты есть в фондах Смоленского музея-заповедника?

- В нашем музее-заповеднике много рукописей, каждая по-своему интересна. Для меня особый интерес представляют работы первого историка Смоленска священника Никифора Мурзакевича. Отец Никифор перевел на русский язык Евангелие, Деяния апостолов и Псалтирь, его перу принадлежат также житие апостолов Петра и Павла и описание иконы Божьей Матери «Одигитрия», которая хранилась в Успенском соборе. Именно эти тексты наиболее ценны для исследователей истории Смоленска. Вообще, перевод Евангелия на русский язык, выполненный отцом Никифором, был самым первым на территории современной России.

Современная литература не научна

- Как вы относитесь к новой книге Владимира Мединского «Стена»?

- Это художественное произведение со всеми присущими этому жанру особенностями. Одна из таких особенностей, которая лично мне мешает читать подобные книги, - это отсутствие научных примечаний. Во время чтения может возникнуть потребность понять, откуда автор взял тот или иной информационный блок - относится ли что-либо из его произведения к сфере фактов или это его фантазии. Разобраться в этом помогают сноски и примечания. Именно поэтому книгу Владимира Мединского «Стена» и не читал, ничего о ней сказать не могу.

- Возможно ли обретение утерянной древней иконы «Одигитрия»?

- Вопрос о древней иконе Богородицы «Одигитрия», которую привез в Смоленск Владимир Мономах, очень сложен. Этот артефакт всегда представлял для искусствоведов, музейных работников, историков и верующих очень большую ценность. Икона «Одигитрии» являлась и является, наверное, самой знаменитой на территории России. То, что она погибла, маловероятно. Она может находиться в каком-то частном собрании, владельцы которого не будут заинтересованы в предоставлении информации о ней. Нельзя исключать, что она  хранится в запасниках какого-нибудь центрального музея, и работники музея, скорее сего,  не пожелают рассказать о том, что находящаяся у них икона является той самой мономаховой древней «Одигитрией».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество