aif.ru counter
02.08.2013 13:22
Сергей Прохоров
10685

Место подвигу. История железнодорожника, спасшего поезд во время ВОВ

Сюжет 70-летие Великой Победы: истории, фоторепортажи, события
Фото: госархив ФРГ

4 августа в России отмечается День железнодорожника. Виктор Алексеевич Шостак - участник Великой Отечественной войны, кочегар и помощник машиниста  поезда в военном прошлом, ушел на фронт 16-летним подростком, что не помешало ему совершить настоящий подвиг. 

Сегодня Виктор Алексеевич живет в доме 28а на улице Крупской, где регулярно протекает крыша. Несмотря на бытовые трудности и невнимание коммунальных служб к проблеме, оптимизма и чувства юмора жизнерадостный пенсионер, счастливый отец, дедушка и прадедушка не теряет.

Между рельсами у разрушенного виадука

Сергей Прохоров, smol.aif.ru: Виктор Алексеевич, как вы, будучи 16-летним подростком, попали на фронт в середине войны?

Виктор Шостак: Будучи эвакуированным в Тамбовскую область, в Моршанский район, когда мне исполнилось 16 лет, я обратился в военкомат, но мне было отказано в призыве. Устроившись учеником дежурного по вокзалу станции Моршанск, я узнал о колонне паровозов особого резерва и обратился с письмом к наркому путей сообщения Кагановичу и вскоре был вызван в Москву и направлен в колонну № 2 кочегаром паровоза.

Во время Отечественной войны, когда огромные территории нашей страны были заняты врагом, возникли трудности с транспортным снабжением фронтов и вывозом раненых. В мае 1942 года решением Государственного комитета обороны были созданы колонны паровозов особого резерва ГКО. В 1943 году после работы на фронтовых дорогах, в том числе и под Сталинградом, колонна № 2 была отозвана на ремонт и пополнение в Москву. 

                                                                         
Читайте также:
Военный Смоленск в фотографиях и фактах

С.П.: Какими вам запомнились первые военные будни на железной дороге?

В.Ш.: Будни эти были суровыми, трудными. Восстановившись, колонна была направлена на Белорусское направление. Для затруднения обеспечения фронта техникой, людьми, продовольствием и вывоза раненых немцами были созданы специальные авиаотряды, круглосуточно следившие за железными и шоссейными дорогами. Атаки продолжались и в ночное время: при движении паровоз выдавал себя искрами из трубы.

Зимой 1943-44 годов между станциями Плоское и Голынки Смоленской области нас обнаружил и разбомбил немецкий самолет. Погиб помощник машиниста и часть перевозимых нами солдат. В итоге помощником машиниста стал я.

По мнению Виктора Шостака, вклад железнодорожников в Победу сложно переоценить. Фото: Госархив ФРГ

В 1944 году готовилось наступление на Белорусском направлении (линия фронта на тот момент проходила в районе Красного и Рудни). Смоленск являлся станцией снабжения фронта, и немцы ночью нанесли авиаудар полутора сотнями самолетов по станции. В это время мне пришлось лежать между рельсами около разрушенного виадука. Бомбежка продолжалась всю ночь. Одна из бомб попала в туалет, где прятались люди, было разворочено и кладбище рядом с вокзалом. В мемуарах маршал Василевский пишет, что Сталин интересовался у него состоянием станции Смоленск, способна ли она обеспечить наступление.

Машинист? Бегом на паровоз!

С.П.: В последнее время на некоторых телевизионных каналах выпускаются программы о войне, ведущие которых утверждают, что советские войска победили фашистов силами заградотрядов, завалили трупами и так далее. Можно ли считать это хотя бы отчасти правдой? Было ли на войне место подвигу?

В.Ш: С тех пор прошло много лет. Нынешние сванидзе и подобные им, действительно, часто говорят, что все в Великую Отечественную войну происходило под давлением заградотрядов и СМЕРШа. Не иначе как эти телеведущие судят по себе: не пошли бы они защищать Родину, не чувствуя прицела на своих затылках.

Летом 1944 года была освобождена Орша. Мы первыми привели поезд на станцию Орша-Восточная, часть путей была перестроена под наши поезда. Справа и слева остались немецкие товарные поезда. Старший машинист и все работники ушли искать его семью, находившуюся в оккупации в Орше. Я остался один, и вдруг оставшиеся по обеим сторонам немецкие поезда начали взрываться. Все оказалось в огне, летели неразорвавшиеся снаряды, мины, всюду свистели осколки.

Железную дорогу в Орше восстанавливали советские граждане под руководством немцев. Фото: Госархив ФРГ

Мне ничего не оставалось, кроме как лечь на землю возле паровоза, как вдруг я увидел бегущего военного, который кричал: «Где машинисты?! Быстро забрался на паровоз!» В смятении он пояснил мне причину паники: «Отцепляй паровоз, поезжай, переводи на другой путь и вытащи поезд с бензиновыми цистернами!» К счастью, мне удалось перестроиться и увести поезд с бензином между горящими и рвущимися по обе стороны немецкими поездами в целости и сохранности в сторону. Как оказалось, неподалеку находилась нефтебаза. Через несколько часов меня нашли возвратившиеся сослуживцы...

                                                                         
Читайте также:
Узница концлагеря: «С нами обращались, как со скотом»

Об этом случае я вспомнил только через многие годы, одновременно осознав, какое опасное событие было мной предотвращено. И для Белорусского фронта был сохранен бензин, хотя, впрочем, никто мне не сказал спасибо. Но тогда об этом я и не думал.

С.П.:  Как Ваша колонна встретила Победу?

В.Ш.: Окончание войны мы застали в Польше и Германии. Однажды мы заметили, что появилось много внутренних войск. Солдаты были расставлены на всем пути в Польше и Германии через несколько десятков метров друг от друга, таким образом изолировав железную дорогу от всех гражданских и других посторонних.

Наш паровоз поставили на запасный путь и предупредили, что пойдет особый поезд, и если его паровоз выйдет из строя, вести его предстоит нам. Через некоторое время проследовали три поезда: два с паровозами и один – дизельный. Как я узнал позднее, в одном из этих поездов ехал на Потсдамскую конференцию Сталин. Позднее в мемуарах Василевского я прочитал, что Верховный главнокомандующий сомневался в возможностях дизеля, хотя его, в отличие от паровоза не требовалось пополнять углем и водой. Охрана путей была снята только после того, как Сталин вернулся в Москву.

Через несколько месяцев нашу колонну направили на Урал, и в мае 1946 года расформировали, так как она была создана только на период войны. Многое переосмыслив и пересмотрев за прожитые годы, смею утверждать, что неоценимый вклад в разгром фашистской Германии внесли колонны особого резерва, а также все военные железнодорожники.

Досье

Виктор Алексеевич Шостак родился 10 января 1927 года. С началом Великой Отечественной войны был в эвакуации в Тамбовской области. В 1943 году попал на фронт кочегаром паровоза. Победу встретил на территории Польши.

В 1949 году окончил Школу рабочей молодежи в городе Ярцево, поступил в Смоленский медицинский институт.

Окончив институт, работал ординатором на кафедре госпитальной терапии, затем ассистентом. Многократно проходил эндокринологическую подготовку в Москве. Организовал в Смоленске курс, а затем – кафедру эндокринологии, был избран доцентом кафедры. Отличник здравоохранения СССР.

Занимал пост главного эндокринолога Смоленской области.

С 1964 по 1966 год работал врачом на острове Цейлон. За работу с пострадавшими в результате чернобыльской аварии удостоен ордена «Знак Почета».

Оставить комментарий (3)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество