Примерное время чтения: 8 минут
427

Между народами. Смоленский эксперт-конфликтолог о дружбе национальностей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 10/10/2018

Чтобы развивать дружбу народов, не обязательно быть чиновником-дипломатом, считает Анаит Хачатрян. Любовь к людям и увлечение родной культурой превратили выросшую на Смоленщине армянку в просветителя, занимающегося гармонизацией межнациональных отношений. Она организует экспедиции в Армению для россиян, помогает детям в адаптации к российской школе, содействует межнациональным семьям и постоянно популяризирует культуру родной страны.

«Островок Наири»

Ольга Ефимкина, «АиФ-Смоленск»: Наш земляк писатель Борис Васильев говорил о Смоленске как о плоте, на котором плывут прибитые к нему волнами истории люди разных национальностей. Как получилось, что вы живёте на Смоленщине?

Анаит Хачатрян: Выбор был сделан не мной. Мой отец, Тигран Арташевич Хачатрян, родом из армянского сёла Лчаван. Он окончил школу милиции и мог поехать работать в несколько городов – Ростов, Москву, Смоленск и, кажется, Львов. И он выбрал Смоленск не просто так. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны мой дедушка, его отец, был ранен под Смоленском. И в госпитале на улице Фрунзе он, как сам говорил, «получил свою вторую жизнь». Детство я провела в селе Боголюбово Холм-Жирковского района. Несмотря на то что мы приехали из другой страны, я никогда там не чувствовала себя чужой. Я знаю, что история названия Боголюбово другая, но на вопросы родственников из Армении о том, почему мы живём там, я всегда говорила: «Это место, которое любит Бог».

Справка
Анаит Хачатрян родилась в 1975 году в с. Лчаван (Армения). Живёт на Смоленщине с 3 лет. Окончила естественно-географический факультет СГПУ. Работала учителем географии и биологии в сельской школе. С 2006 по 2014 года занималась общественной работой в армянской общине. На данный момент – руководитель СРООГНО «Единство и согласие», эксперт-конфликтолог по национальным вопросам.

- Как получилось, что вы занялись общественной деятельностью?

- Всё началось с армянской общины. В 2006 году, будучи в декретном отпуске, я на общественных началах я начала там вести кружок для детей. Я исходила из того, что мне в своё время было интересно как ребёнку, который очень любит свою родину и скучает по землякам, по родной речи, по народным праздникам. Сначала это было моим хобби, но очень быстро стало основным занятием. Я была счастлива, когда родители говорили мне: «Ты знаешь, мой ребёнок сегодня впервые за обедом говорил со мной полностью на армянском, а потом я приехал на концерт, и он там по-армянски запел! Я смотрел и плакал». Уже через год вокруг меня образовался молодёжный клуб «Островок Наири». Наири – это одно из древних названий Армении, а «Островок Наири» – маленький островок родины на Смоленщине. Надо сказать, молодёжь у нас собиралась от 12 до 83 лет (смеётся). По совету председателя армянской общины мы открыли газету, и я стала редактором. В 2007 году по приглашению Министерства диаспор я презентовала эту газету в Армении, и нас наградили за лучший дебют. Моя работа набирала обороты, и вокруг меня стали появляться не только армянские дети, но и ребята других национальностей. Я предложила общине расширить поле деятельности, но на это не пошли. Я прекрасно понимаю, что у национального дома просто другие цели и задачи, поэтому наши пути разошлись. В 2015 году я зарегистрировала свою первую общественную организацию. С 2018 года я руковожу Смоленской региональной организацией гармонизации национальных отношений «Единство и согласие».

Дружба народов – руками людей

- Один из проектов этой организации связан с экспедициями в Армению. Чем они отличаются от обычных турпоездок?

- Всё началось летом этого года с «Недели Армении» в креативном пространстве «Штаб». Пришло множество людей, которым мы рассказывали легенды об Армении, знакомили с её историей, угощали национальными вкусностями, показывали, как они готовятся. И некоторые из гостей сказали: «Нам срочно нужно в Армению!» Так я и решила помочь в организации познавательной экспедиции – совместной поездки, в которой я стала проводником. Я помогла построить маршрут, подсказала, где лучше жить , что посмотреть. Устроила так, что наши путешественники жили в армянских семьях. Они не приезжали на всё готовое, как туристы, а исследовали Армению. Конечно, армянам в принимающих семьях было немного непривычно: у нас гости считаются царями в доме, а тут они бросались помогать, собирали фрукты, варили хозяевам борщи. Но гостеприимству и радушию всё равно не было предела.

- Какие ещё проекты вы ведёте?

- В прошлом году меня пригласили стать одним из экспертов в группе при администрации области, которая занимается профилактикой терроризма, ксенофобии и национализма. Обсуждался вопрос о проведении классных часов для школьников, но я предложила организовать игру между школами. Команда каждого учебного заведения должна будет за определённое время изучить культуру какой-то страны, подготовить национальный костюм и танец, выучить несколько слов или выражений, а потом представить всё это жюри. Идею поддержали, в игре в ноябре этого года должны принять участие пять учебных заведений. Думаю, что мы выберем страны, национальные общины которых представлены в Смоленске. Я буду вести переговоры с представителя национальных домов, чтобы они выделили наставников для каждой из команд. Ещё один наш проект будет называться «Жемчужина двух культур». В межнациональных семьях, где мама и папа разных национальностей, родители часто не понимают, какой культуре учить ребёнка, и в результате зачастую он не узнаёт ни одной. Мы считаем, что нужно, по мере сил, знать обе культуры – это огромные плюс для ребёнка, который делает его настоящей жемчужиной.

- Есть ли у вас проекты, которые помогают иностранцам ближе познакомиться с Россией?

- На базе 2-й школы создали экспериментальный класс, где я занимаюсь с детьми из Армении: помогаю адаптироваться к учёбе на русском языке и жизни в Смоленске. Заняться этим мне предложил директор школы. Я разработала программу по адаптации и уже провела первое занятие. Я бы хотела, чтобы нашлись и другие педагоги, которые, например, знают русский и таджикский, русский и азербайджанский, украинский, литовский и другие языки. Я призываю их откликнуться. Это был для них дополнительный заработок, и они оказали бы неоценимую помощь детям.

«В моём доме нет ни одного телевизора»

Культура против конфликтов

- Приходилось ли вам урегулировать межнациональные конфликты?

- Я не сталкивалась с ними в Смоленской области. Я считаю, что небольшие стычки, когда, к примеру, подрались 20-летние студенты армянин и азербайджанец, не являются межнациональными конфликтами. Да, педагоги зовут в таких случаях меня, чтобы разобраться. Но, как правило, причина тут в личных отношениях, а нация – только повод. Бывает, что дети обижают в школе мигрантов, говоря: «Возвращайся туда, откуда приехал». Я тоже прихожу и объясняю, что каждый имеет право жить там, где ему нравится – в России, в Армении, хоть на Южном полюсе. Но никто не имеет права плохо отзываться о другой стране и её жителях. Прежде чем говорить так, нужно узнать, что это за страна, какая у неё история и культура. Тогда и обижать кого-то расхочется, ведь нас пугает и отталкивает неизвестное. К сожалению, ксенофобские настроения часто идут из семьи и подкрепляются в СМИ. Там, например, по телевидению всё время говорят о мусульманах в контексте проблем терроризма. И дети, не понимая сути, думают, что это одно и тоже. Именно поэтому в моём доме нет ни одного телевизора. Я считаю, что взрослые могут прочитать новости и в интернете, а детям это вообще не нужно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах