Примерное время чтения: 8 минут
1495

От набата к Благовесту. Священник о том, по ком звонят колокола

Евгений Гаврилов / АиФ

История русского народа вот уже тысячу лет неотъемлемо связана с православной культурой. И один из ярчайших ее символов, известный во всем мире, - колокольный звон. Нередко можно наблюдать, как застывшие в благоговейном трепете, переливы колоколов слушают иностранцы, пару минут назад с презрением оглядывающие ухабистые русские дороги, перевернутую урну или еще какой из не самых приятных моментов провинциальной жизни. 

Да и сам русский человек, пожалуй, хотя бы раз в жизни услышав вживую перезвон церковных колоколов, обязательно прислушивался к разливающимся по округе звукам.

Чтобы узнать, как рождаются чудесные переливы, корреспондент SMOL.AIF.RU побывал на главной звоннице Смоленщины – в Свято-Успенском кафедральном соборе и даже своими руками позвонил в колокола. Разобраться во всех тонкостях искусства нам помог звонарь отец Алексей.

35-килограммовый язык

Мирян пускают сюда только одну неделю в году – в Светлую седмицу, которая начинается после Пасхи. В эти дни ударить в колокол может каждый желающий, заручившийся благословением настоятеля храма. В остальное же время вход сюда для обывателей закрыт.

У подножия колокольни. Фото: АиФ/ Евгений Гаврилов

Построенная в 1763-1772 годах, звонница стоит на возвышенности, и звуки ее колоколов разливаются далеко окрест. Колокольня, хоть и относится к самому большому храму в регионе, достаточно скромных размеров – в этом месте на Соборной горе грунт насыпной, поэтому более высокого и массивного строения попросту не выдержала бы земля.

«Раньше здесь было колоколов на 23 тонны, - рассказывает отец Алексей. - Только праздничный колокол весил 16 тонн, один язык которого - 350 килограммов. Их разбили при советской власти, сославшись на создаваемые радиостанциям помехи. Основу нынешнего звона создает 7,5-тонный, подаренный старцем Илией в честь крупного потока паломников из Смоленска в его монастырь – Оптину Пустынь (Козельск, Калужская область, - прим. авт.). Подарен он был в 2001 году, большинство же остальных отлиты четырьмя годами позднее».

Из утраченных достояний колокольного дела отец Алексей отмечает колокол из польского православного монастыря, который, по его словам, давал ни с чем не сравнимый по чистоте звон. Однако технология крепления кольца, на котором держится язык колокола, такова, что срок их службы очень мал. Кольцо отломалось, а варка, способная сохранить все звуковые качества колокола – очень кропотливый и дорогостоящий процесс.

Многие колокола были утрачены безвозвратно. Фото: АиФ/ Евгений Гаврилов

«Звоним мы в воскресные дни в течение года, в Светлую Седмицу это можно делать каждый день, в честь Воскресения Господня, - говорит священник. - В эти дни мы можем показать желающим, как управляться с колоколами. Например, на нынешнюю Пасху к нам приходили ученики Смоленской православной гимназии».

Утраченное искусство

Колокольного звона на Смоленщине не слышали при советской власти десятилетиями: к 1939 году из 50 000 действующих в России церквей остались открытыми лишь сто. Великая Отечественная война оказала недолговременный эффект, когда часть храмов и монастырей в Смоленской области была открыта для прихожан – многие из них были вновь закрыты после окончания войны. Уцелевшие колокола молчали десятки лет.

«Много святынь было утрачено, - вздыхает отец Алексей. - Но даже то, что восстановить можно, требует огромных усилий. Так, недавно в деревне Рай взялись за восстановление церкви Казанской Божией Матери. Работа застопорилась из-за ужасного запаха, от которого буквально резало глаза. Подняли документы, выяснилось, что при советской власти здесь хранились аммиачные удобрения. Что уж говорить об утратах в звонарском деле. Разумеется, отливаются новые колокола, восстанавливаются колокольни, но есть и то, что восстановить невозможно. Некоторые звонарские школы навсегда остались в прошлом. Как было при царе в Смоленске - не знаю, но сейчас у нас не обучают звонарей. Я сам учился по послушанию, направлял настоятель меня. Московская звонарская школа издает компакт-диски, по которым начальным азам можно научиться, что-то и оттуда почерпнул».

Звонарь на колокольне. Фото: АиФ/ Евгений Гаврилов

Мерные удары

Интересный факт, который рассказывает отец Алексей: православные колокола в России - одни из самых крупных в мире. Поспорить размерами с ними могут лишь буддийские. У католиков же, например, другая система звона – там закреплен язык и раскачивается сам колокол. А при такой технологии большими их делать нельзя – попросту из опасения разрушить колокольню.

Отец Алексей рассказывает, что типов звона существует несколько. Самый известный для современного человека – набат, канул в Лету.

«Раньше частый бой в главный колокол оповещал людей о надвигающемся бедствии – стихии, нашествии врагов. Сейчас с этим прекрасно справляются чрезвычайные службы, поэтому набат ушел в прошлое, - говорит звонарь. - К сожалению, даже среди активных прихожан мало тех, кто может назвать другие типы звона. Так, перед службой звучит Благовест – мерные удары в главный колокол на каждые 3-4 счета. После Благовеста звонят в малые колокола – тоже перед службой или при приходе правящего архиерея. Есть звоны погребальные, по мирскому человеку это - нарастающий звон от малого колокола к большому, кульминация – во все колокола и резкая тишина, как символ оборвавшейся жизни. Когда же выносят Плащаницу, звон идет наоборот: «истощание» звука, от большого колокола к малому и - обрыв. Так же звон используется на крестных ходах. В других монастырях звонят и во время службы, в определенные ее моменты, но у нас это не применяется».

Душа радуется, самочувствие улучшается

За этим разговором мы с отцом Алексеем поднимаемся по узким ступенькам на площадку колокольни. Вид отсюда открывается просто великолепный – почти на все Заднепровье и центр города. Стихает ветер, и солнце просвечивает сквозь вереницу малых колоколов, будто призывая извлечь из них звуки. Аскетичный облик внутреннего убранства колокольни резко контрастирует с великолепием и зотолом самого собора.

С колокольни открывается вид на город. Фото: АиФ/ Евгений Гаврилов

«Конечно, учиться звонарскому мастерству можно долгие годы, постоянно совершенствуясь, - говорит священник. - Однако это не так сложно, как может показаться. При звоне участвуют обе руки и нога – специальная нажимная педаль соединена с крупными колоколами, в одной руке вы держите связку из нескольких малых колоколов. Ударять в средние же нужно на манер дергания струн – к их языкам от места звонаря тянется несколько веревок, резко бьете по ним рукой и отпускаете, так звон будет чище. При ударах в главный колокол главное - не отпускать канат, привязанный к языку, тогда он начнет болтаться и бить хаотично. Это – главная ошибка начинающих звонарей».

На самом деле, имея некоторое чувство ритма, можно наловчиться и за несколько минут. Разумеется, опытное ухо всегда отличит звон новичка от игры настоящего звонаря, но в какофонию звуки колоколов не сливаются.

Отец Алексей звонит в колокола. Фото: АиФ/ Евгений Гаврилов

«Есть мнение, что звуки колокола благоприятно воздействуют на организм. И душа радуется, и самочувствие улучшается. Также (а это даже научно доказано) змеи не выносят колокольного звона, поэтому вокруг церквей даже в деревнях, где часто слышен звон, их не встретишь. В народе говорят, что вода, в которой заварена веревка церковного колокола, обладает целебными свойствами, но это уже, конечно, суеверия. Было бы так, давно бы сам заваривал», - улыбается отец Алексей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах