На Петербургском международном экономическом форуме смоленские власти представили главе Росавиации Дмитрию Ядрову облик будущего аэропорта, который появится в ходе реконструкции аэродрома «Северный» в Смоленске.
Планы грандиозные, и пока все ждут их воплощения в жизнь, мы решили посмотреть, что же предлагают смолянам авторы проекта.
Серый с золотом
Разработкой дизайна воздушной гавани занимался «Аэропроект» – подведомственная организация Росавиации. По замыслу авторов фасад терминала будет тёмно-серого цвета с золотистыми акцентами. При возведении здания используют современные технологии, которые повысят его долговечность и создадут комфортную атмосферу для пассажиров.
Кроме того, запланированы реконструкция взлётно-посадочной полосы (2500 метров в длину и 42 метра – в ширину), рулёжных дорожек, строительство нового перрона. Таким образом, будущий аэропорт приобретает реальные черты.
Чуть ранее в Совете Федерации о деталях проекта рассказал первый заместитель председателя правительства Смоленской области Алмаз Ахметшин. Он подчеркнул, что строительство аэропорта обусловлено рядом факторов.
Во-первых, это географическое положение Смоленска. Расстояние от Москвы – 400 км, среднее время в пути на автомобиле – около 6 часов. Во-вторых, ограниченный трафик скоростных «Ласточек» и, в‑третьих, рост туристического потока на 15–20%: ежегодно Смоленщину посещает более 700 тыс. человек.
«По предварительным расчётам, годовой пассажиропоток аэропорта будет составлять 200–250 тыс. человек в год», – сообщил Ахметшин.
Предполагается, что основными направлениями полётов станут Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Крым, города Поволжья, Урала и Западной Сибири.
Общий объём инвестиций составит 8,6 млрд руб., ожидаемые сроки строительства – 2026–2027 годы. На текущий момент уже проведены обследования покрытий аэродрома, ведутся геологические и топографические изыскания, разработан Генплан аэропорта. Выбор генподрядчика намечен на конец 2025 года.
Отметим, что возрождение гражданской авиации в Смоленской области ведётся по поручению президента Владимира Путина.
Ориентация – север
Исторически в Смоленске было два аэропорта – гражданский «Южный» и военный «Северный». Аэропорт «Южный» находился в посёлке Тихвинка и обслуживал как местные, так и внутрисоюзные рейсы, в том числе в Москву, Ленинград, Минск и Киев. Однако после развала Советского Союза в 1991 году аэропорт «Южный» фактически перестал действовать. Областные власти периодически собирались его реконструировать, но дальше слов дело не пошло.
Снова к идее реконструкции аэропорта вернулись зимой 2008 года. Тогда было даже подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, а его реализация предполагалась в 2009–2011 годах. Но, увы, и в этот раз все планы остались только на бумаге. С тех пор аэродром «Южный» используют в основном для проведения массовых мероприятий, фестивалей и праздников. Полётов там фактически не производят.
К счастью, аэродром «Северный» имеет куда больше шансов на вторую жизнь. Ведь проект его реконструкции уже получил поддержку Правительства РФ и Совета Федерации.
Осенью прошлого года тогда ещё врио губернатора Смоленской области Василий Анохин рассказал о будущих планах Владимиру Путину.
«Требуется, по сути, текущий ремонт взлётно-посадочной полосы и строительство аэровокзального комплекса, – сообщил Анохин. – Инвестор есть и готов заняться этим вопросом».
Идею тогда подхватил вице-премьер Марат Хуснуллин.
«Полоса нормальная, вкладываться не надо, здание подстроят, – оценил он перспективу. – Немножко надо денег по инфраструктуре. Поэтому, если чуть-чуть объём увеличить, добавить ещё 1–1,5 млрд руб., то, может быть, мы бы нашли механизм».
А весной стало известно, что региону для реализации проекта выделят специальный казначейский кредит – около 4 млрд руб. Осталось только найти того, кто сможет воплотить все замыслы проектировщиков в жизнь.