Новобранец полка «Нормандия-Неман» 21-летний Жан де Сибур был пилотом самолета Як-1, двигатель которого достала из болота в Ельнинском районе российско-французская поисковая экспедиция, сообщает пресс-служба Западного военного округа.
Организованные военными работы близ деревни Бывалка стартовали в начале августа. В них принимал участие французский историк и археолог-любитель с русскими корнями Пьер Малиновский.
Мотор самолета нашли на глубине шести метров. Его вес – около 900 килограмм. Чтобы поднять двигатель, пришлось размывать грунт, а потом вытягивать его при помощи платформы с направляющими.
Поисковики нашли еще более тысячи более мелких деталей и фрагментов самолета, а также кусок синей вязаной ткани, напоминающей шарфы, которые носили пилоты эскадрильи «Нормандия-Неман». Судя по состоянию бронированного стекла кабины самолет при падении горел.
«Разброс фрагментов самолета на площади 20 на 15 метров, их состояние и более чем шестиметровая глубина залегания говорят о вертикальном падении на большой скорости – около 500 километров в час», - отметила пресс-служба Западного военного-округа.
Первоначальное предположение, что в болоте находится самолет Як-9, который пилотировал другой француз, капитан Поль де Форж, не подтвердилось. Узнать больше о судьбе и обстоятельствах вероятной гибели обоих летчиков пока не удалось.
В поисковых работах, которые развернулись в Ельнинском районе в начале августа 2018 года, принимают участие более 50 военнослужащих, в том числе водолазы, и 15 единиц специальной техники. Операцию по подъему частей самолета планируется завершить до конца августа.
Напомним, что в 1943 году пилоты эскадрильи «Нормандия» (слово «Неман» в названии появилось позже) участвовали в освобождении Ельни. Известно, что 31 августа в этих местах без вести пропали два французских добровольца – 31-летний граф Поль де Форж, имевший звание капитана, и 21-летний летчик-новобранец Жан де Сибур. Попытки достать самолет, упавший около деревни Бывалка, предпринимались ранее как минимум дважды. В 1987 году в Ельнинский район приезжал московский поисковый отряд «Память Метростроя». Из воды подняли несколько фрагментов, модель самолета определили как Як-1. Вторая попытка в 1998 году была более масштабной. Приезжала даже французская делегация: сын де Форжа с семьей и журналисты, снимавшие документальный фильм. Тогда из воды достали более 150 деталей и фрагментов.