(обновлено )
Примерное время чтения: 3 минуты
1235

На грани выживания. Села Смоленской области остались без подвоза еды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Смоленский выпуск 01/03/2023
Паново и еще 6 деревень остались без магазина на колесах полгода назад.
Паново и еще 6 деревень остались без магазина на колесах полгода назад. / Виктория Гудкова / АиФ

В Смоленске появляются новые службы доставки, а время ожидания заказа продуктов сокращается до 15 минут. А в смоленских деревнях люди ходят за продуктами по 30 км в день через лес. Думает ли кто-нибудь о них? О проблеме - в материале smol.aif.ru.

Еда в складчину

У жителей деревни Паново не осталось никакой надежды на помощь. У них уже полгода нет возможности купить самое необходимое - хлеб, молоко, макароны. Предприниматели не соглашаются работать за 50 км от Вязьмы, поэтому местным приходится закупать продукты впрок каждый раз, когда удаётся выбраться поближе к «цивилизации». Но и это большая проблема: не в каждой семье есть автомобиль.

«Очень меня соседи выручают. Заранее составляю список продуктов и, когда они собираются в Вязьму, отдаю им. Сама я не езжу. Зачем лишнее место занимать, если неизвестно, когда ещё получится что-то купить?» - говорит местная жительница Александра Петровна.

У жителей Паново продуктами забито всё: шкафы, погреба, кладовки...

Местным жителям приходится закупать продукты впрок каждый раз, когда удаётся выбраться поближе к «цивилизации».

«Мы все уже пожилые. Молодых среди нас практически нет. Машины у единиц. Как нам жить и чем питаться? Куда ни обращались - никто не может нам помочь. Если бы к нам в деревню приезжала автолавка, это решило бы нашу проблему», - рассказывает пенсионерка Людмила Сергеевна.

Покупка продуктов превратилась в «общенародное» дело ещё в сентябре: именно тогда единственная автолавка перестала приезжать в Паново. Автобусы сюда тоже не ходят, ближайший магазин - 15 км через лес. И кому-то из местных приходится преодолевать такое расстояние пешком.

«Есть у нас тут один дедушка, Евгений Андреев, ходит по этой дороге 30 км - до магазина и обратно. Купленные продукты тащит на себе. Понятно же, что такое расстояние ради одной коробки чая преодолевать не будешь. А он потерял здоровье ещё во время боевых действий в Афганистане», - рассказывает уроженка деревни Юлия Шарикова.

Транспорт без колёс

В настоящее время мало находится желающих развивать свой бизнес в населённых пунктах, где нет дорог и почти не осталось людей. Поэтому снабжением маленьких деревень продуктами занимается Облпотребсоюз, но закон его к этому не обязывает. Это больше социальная история.

Ещё осенью глава Андрейковского поселения Александр Яровинин обещал, что в январе автолавка возобновит свои поездки в Паново. А на вопрос о том, где же обещанный несколько месяцев назад транспорт, людям в администрации сказали, что он сломан и ремонту не подлежит. Денег на новый, как всегда, в сельском бюджете нет.

«Пока выкручиваемся как можем: либо предоставляем свои машины, либо собираем списки продуктов, закупаем и отвозим жителям», - заверил глава сельсовета.

По словам председателя Совета Смоленского областного союза потребительских обществ Виктора Акимова, сами по себе автолавки, конечно, убыточны.

«Мы посчитали, что один такой магазин на колёсах ежемесячно приносит нам больше 11 тысяч рублей убытков. Но мы даже на это готовы пойти - просто по-человечески, чтобы не оставлять людей наедине со своими проблемами, был бы транспорт», - говорит Акимов.

Всего магазины на колёсах обслуживают примерно 600 деревень Смоленской области. В Облпотребсоюзе же осталось 26 специальных машин, большинство из них сильно изношены, и их уже давно пора списать.

Пока администрация не закупит новый транспорт (а про это пока никто даже не говорит), ситуация будет только усугубляться, машины - «безвозвратно» ломаться, а люди оставаться без продуктов, как это уже произошло с жителями минимум шести деревень в Вяземском районе. Кого следующего вычеркнут из списка?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах