В последние недели происшествия с общественным транспортом в Смоленске следуют одно за другим: то маршрутка с пассажирами попадает в ДТП, то на полном ходу загорается автобус с людьми. В том, что происходит, разбирался «АиФ-Смоленск».
Ездим на развалюхах?
На первый взгляд все приведённые случаи никак не связаны между собой, и объединяет их разве что сфера пассажирских перевозок. Но рассмотрим каждый из них подробнее.
Утром 31 января жёсткая авария случилась на улице Шевченко. Городская маршрутка № 56 «влетела» в «Фольксваген». По информации регионального УМВД, 28-летний водитель инормарки не уступил дорогу автобусу, что и привело к столкновению. С места аварии сразу четырёх пассажиров маршрутки увезла скорая. По предварительной версии, виновником ДТП стал водитель «Фольксвагена».
В 2022 году износ смоленских автобусов составлял 97.8%. Из-за отсутствия ассигнований в бюджете транспорт не обновляли.
Однако некоторые пассажиры считают, что столкновения можно было избежать, если бы водитель маршрутки был внимательнее и аккуратнее. Смоляне уже не первый год жалуются на то, что автобусы ездят по городу с бешеной скоростью.
«Водители маршруток чаще всего ведут себя нагло, водят агрессивно и опасно: не пропускают пешеходов, «пролетают» на светофор на последней секунде, бывает, что и на «красный свет». Поэтому не удивительно, что в последнее время аварии с общественным транспортом случаются всё чаще», - говорит водитель с 30-летним стажем Григорий Пастухов.
Впрочем, не всегда виной человеческий фактор. 1 февраля в районе Красного Бора прямо на ходу загорелся автобус с пассажирами под рейсовым номером 36. Как сказали очевидцы, повалил дым, а после - из-под капота вырвался огонь. Чудо, что никто не пострадал. Испуганные пассажиры, среди которых было немало пожилых людей, быстро эвакуировали. Тушить полыхающий автобус бросился водитель. Ему на помощь пришли другие автовладельцы.
«Не удивительно - вы посмотрите, на каких развалюхах мы ездим! Они же рассыпаются на глазах», - комментирует в соцсетях горожанка Ирина Стрельникова.
В ожидании реформы
В 2022 году, по данным комитета по транспорту и связи администрации города Смоленска, износ трамваев составлял 99.7%, автобусов - 97.8%, троллейбусов и вовсе все 100%. Из-за отсутствия ассигнований в бюджете города подвижной состав в прошлом году не обновляли. А исправное состояние автопарка поддерживали за счёт доходов предприятий. Но сколько ещё можно «выезжать» на старых и изношенных транспортных средствах?!
Год назад глава города Андрей Борисов заявил, что областной центр ждёт большая транспортная реформа. Смолянам обещали новые автобусы, единую систему оплаты проезда, платные парковки и ещё много чего. На днях мэр встретился с представителями Минского автомобильного завода. Стороны обсудили возможность сотрудничества в рамках готовящейся реформы.
МАЗ согласился предоставить образцы автобусов и троллейбусов для теста на улицах Смоленска. Эксперимент покажет, подходят ли те или иные модели для эксплуатации на городских маршрутах.
Сейчас сотрудники НИИ разрабатывают пути развития транспортной системы Смоленска. Горожанам снова обещают оптимизацию маршрутной сети и обновление подвижного состава.
По словам главы Смоленска, в настоящий момент полным ходом идёт работа над документами. Специалисты определяют, сколько единиц общественного транспорта и какого вида нам необходимо. Если верить Борисову, ждать осталось недолго.
«Мы рассчитываем завершить планирование в третьем квартале этого года - это начальная, но основополагающая стадия транспортной реформы», - сказал он.
Маховик запущен
Тем временем работой общественного транспорта заинтересовалась областная прокуратура. После целой череды ДТП с участием автобусов (мы рассказали только о двух последних, хотя на самом деле их было гораздо больше) главный прокурор Смоленской области Сергей Карапетян поручил проверить все организации, занимающиеся пассажирскими перевозками в регионе.
Также правоохранители проверят, как соблюдают закон в этой сфере ответственные представители власти и контролирующие органы.
«Если будут установлены факты бездействия по нарушениям, допущенным смоленскими пассажироперевозчиками, мы рассмотрим вопрос об организации в отношении них надзорных мероприятий», - сообщила старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью Юлия Казакова.
Смоляне же надеются, что после проверок общественный транспорт станет
безопаснее, а дорожных аварий с его участием будет меньше. А там, глядишь, поедут по улицам и давно обещанные новенькие автобусы.