723
К 115-летию смоленского трамвая: история в фотографиях | Фотогалерея
20 октября смоленскому трамваю исполнилось 115 лет. Трамвайное движение было открыто 20 октября 1901 года и за всю историю останавливалось лишь два раза: с 1919 по 1922 во время гражданской войны и с 15 июля 1941 до 6 ноября 1947 из-за Великой Отечественной войны. К знаменательной дате SMOL.AIF.RU собрал для своих читателей яркие фотоснимки и факты о истории трамвайного движения в Смоленске.
Идея строительства городской железной дороги в Смоленске появилась в 1898 году, вероятно, под влиянием строительства трамвая в Киеве в 1892 году и в Нижнем Новгороде в 1896 году. На фото нынешняя площадь Победы.
Открытие трамвайного движения для Смоленска было большим знаменательным событием. Публику в этот день катали по городу бесплатно.
Вагоны фирмы «Унион» были маленькими, вмещали порядка 20 пассажиров и ходили по узкоколейному пути челночным способом.
С открытием трамвайного движения в центре города были проложены рельсы вокруг северной и западной части парка Блонье. Пути проходили по нынешней улице Ленина и поворачивали в сторону Октябрьской революции, шли через губернаторский пролом на улицу Дзержинского.
Изначально вагоны курсировали по двум маршрутам: «Вокзал — Никольские ворота» и «Вокзал — Губернаторский пролом».
Проехать в трамвае «зайцем», без билета, было непросто, так как в каждом вагоне работал кондуктор. Тогда население Смоленска было куда меньше и трамваи не были переполнены.
Мост через железнодорожные пути.
До 1914 года в Смоленском трамвае работали только мужчины, но когда началась война на работу начали принимать и женщин. Первой женщиной Смоленска, ставшей водителем трамвая, в 1914 году стала Баненкова Олимпиада. Она проработала на трамвае более 40 лет.
С 31 октября 1903 года проезд в трамвае стоил пять копеек за один перегон. для полиции проезд был бесплатным. Учащиеся в форменной одежде или со знаками заведений платили за каждый перегон по три копейки. Плата в пять копеек была высокой и делала трамвай отнюдь не массовым видом транспорта.
Первое трамвайное депо в Смоленске с момента открытия находилось на левом берегу Днепра.
На фото смоленская девочка у берега Днепра на фоне трамвайной ветки, проложенной по мосту.
В первые годы движение трамваев было организовано четко, так как на предприятии были введены жесткая дисциплина и система штрафов. Служащие сильно боялись начальника службы движения по фамилии Умбрас, который больше всех злоупотреблял штрафами. Рабочие добились его увольнения весной 1905 года во время забастовки трамвайщиков.
Одна из первых аварий на трамвайной линии в России произошла в Смоленске в августе 1910 года.
А это последствия еще одной трамвайной аварии в Смоленске.
Бельгийский вагон «Унион» под №17 на маршруте в районе улицы Пушкина, а ныне улицы Ленина.
На фото улица Большая Советская в 1930 годы. В это время на многих участках были уложены вторые пути, работали 22 вагона.
Первый трамвай после Великой Отечественной войны пошел 7 ноября 1947 года. Первый вагон трамвая вела водитель Мария Харитонова от моста через Днепр вверх по Большой Советской. Жители города встречали трамвай радостно и со слезами на глазах. Через некоторое время вслед за вагоном пошли еще два трамвая.
А это как раз один из первых вагонов, который прошел 7 ноября 1947 года по улицам Смоленска.
В 70-х годах протяженность трамвайных маршрутов в Смоленске составляла более 87 километров.
На протяжении некоторого времени в Смоленске было введено бескондукторное обслуживание, как и в других городах СССР.
В это же время трамваи все еще продолжали ходили сквозь Никольские ворота.
Трамваи по улице Большой Советкой ходили вплоть до 2001 года.
Фотоснимок смоленского трамвая из 80-х годов, сделанный туристом из ГДР.
Трамвайный вагон №39 был списан в 1994 году после десяти лет работы на благо жителей Смоленска.
За десятую пятилетку смоленский трамвай перевез более 345 миллионов пассажиров. Доход составил 8 979 800 000 рублей.
В 80-е годы трамвайное депо насчитывало 107 единиц РВЗ-6М2. Многие из них эксплуатировались сцепленными попарно.
В 80-е годы в праздничные дни на улицах Смоленска можно было увидеть украшенный трамвай, на котором возили оркестр и аниматоров. Фотоснимок сделан на улице 25 Сентября.
За 115-летнюю историю смоленский трамвай по праву стал одним из символов города.
В мае 2001 года была закрыта линия на улице Большой Советской и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. На фото демонтаж путей на площади Победы.
На сегодняшний день смоленский трамвай один из наиболее массовых городских общественных видов транспорта.
Идея строительства городской железной дороги в Смоленске появилась в 1898 году, вероятно, под влиянием строительства трамвая в Киеве в 1892 году и в Нижнем Новгороде в 1896 году. На фото нынешняя площадь Победы.
Открытие трамвайного движения для Смоленска было большим знаменательным событием. Публику в этот день катали по городу бесплатно.
Вагоны фирмы «Унион» были маленькими, вмещали порядка 20 пассажиров и ходили по узкоколейному пути челночным способом.
С открытием трамвайного движения в центре города были проложены рельсы вокруг северной и западной части парка Блонье. Пути проходили по нынешней улице Ленина и поворачивали в сторону Октябрьской революции, шли через губернаторский пролом на улицу Дзержинского.
Изначально вагоны курсировали по двум маршрутам: «Вокзал — Никольские ворота» и «Вокзал — Губернаторский пролом».
Проехать в трамвае «зайцем», без билета, было непросто, так как в каждом вагоне работал кондуктор. Тогда население Смоленска было куда меньше и трамваи не были переполнены.
Мост через железнодорожные пути.
До 1914 года в Смоленском трамвае работали только мужчины, но когда началась война на работу начали принимать и женщин. Первой женщиной Смоленска, ставшей водителем трамвая, в 1914 году стала Баненкова Олимпиада. Она проработала на трамвае более 40 лет.
С 31 октября 1903 года проезд в трамвае стоил пять копеек за один перегон. для полиции проезд был бесплатным. Учащиеся в форменной одежде или со знаками заведений платили за каждый перегон по три копейки. Плата в пять копеек была высокой и делала трамвай отнюдь не массовым видом транспорта.
Первое трамвайное депо в Смоленске с момента открытия находилось на левом берегу Днепра.
На фото смоленская девочка у берега Днепра на фоне трамвайной ветки, проложенной по мосту.
В первые годы движение трамваев было организовано четко, так как на предприятии были введены жесткая дисциплина и система штрафов. Служащие сильно боялись начальника службы движения по фамилии Умбрас, который больше всех злоупотреблял штрафами. Рабочие добились его увольнения весной 1905 года во время забастовки трамвайщиков.
Одна из первых аварий на трамвайной линии в России произошла в Смоленске в августе 1910 года.
А это последствия еще одной трамвайной аварии в Смоленске.
Бельгийский вагон «Унион» под №17 на маршруте в районе улицы Пушкина, а ныне улицы Ленина.
На фото улица Большая Советская в 1930 годы. В это время на многих участках были уложены вторые пути, работали 22 вагона.
Первый трамвай после Великой Отечественной войны пошел 7 ноября 1947 года. Первый вагон трамвая вела водитель Мария Харитонова от моста через Днепр вверх по Большой Советской. Жители города встречали трамвай радостно и со слезами на глазах. Через некоторое время вслед за вагоном пошли еще два трамвая.
А это как раз один из первых вагонов, который прошел 7 ноября 1947 года по улицам Смоленска.
В 70-х годах протяженность трамвайных маршрутов в Смоленске составляла более 87 километров.
На протяжении некоторого времени в Смоленске было введено бескондукторное обслуживание, как и в других городах СССР.
В это же время трамваи все еще продолжали ходили сквозь Никольские ворота.
Трамваи по улице Большой Советкой ходили вплоть до 2001 года.
Фотоснимок смоленского трамвая из 80-х годов, сделанный туристом из ГДР.
Трамвайный вагон №39 был списан в 1994 году после десяти лет работы на благо жителей Смоленска.
За десятую пятилетку смоленский трамвай перевез более 345 миллионов пассажиров. Доход составил 8 979 800 000 рублей.
В 80-е годы трамвайное депо насчитывало 107 единиц РВЗ-6М2. Многие из них эксплуатировались сцепленными попарно.
В 80-е годы в праздничные дни на улицах Смоленска можно было увидеть украшенный трамвай, на котором возили оркестр и аниматоров. Фотоснимок сделан на улице 25 Сентября.
За 115-летнюю историю смоленский трамвай по праву стал одним из символов города.
В мае 2001 года была закрыта линия на улице Большой Советской и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. На фото демонтаж путей на площади Победы.
На сегодняшний день смоленский трамвай один из наиболее массовых городских общественных видов транспорта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть