Примерное время чтения: 13 минут
1751

Профессор «по дорогам»: «Смоленские чиновники не думают о людях»

Александр Губарев / АиФ

В Смоленске с кратким визитом побывал профессор, доктор технических наук, директор Пермского национального исследовательского политехнического университета Михаила Якимов. Он посетил много российских городов, а приезд в Смоленск случился по приглашению активистов общественной организации «Сделай Смоленск лучше». Профессору купили билет, забронировали гостиницу, показали город. Потом Михаил Ростиславович пообщался со смоленскими чиновниками и студентами.

«Свою миссию я видел в том, чтобы рассказать о своем видении ситуации, донести до смолян немного другой взгляд на функционирование транспортной системы», - говорит Якимов.

SMOL.AIF.RU пообщался с «профессором по дорогам», как называют Михаила Якимова, и разузнал, сколько на самом деле должен стоить проезд в общественном транспорте Смоленска, почему городу не нужен четвертый мост через Днепр, где на самом деле должны располагаться подземные переходы и почему вся транспортная сеть действует не в интересах пешеходов.

Одностороннее движение

Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Поделитесь, пожалуйста, впечатлением о Смоленске? Что понравилось, а что не очень?

Михаил Якимов: Сразу бросилось в глаза то, что Смоленск – очень богатый город – у вас огромные территории, площади, широкие участки улично-дорожной сети, три моста через Днепр, у вас уже лето – на деревьях распустились листья, правда, разметка на дорогах пока не появилась. В Перми - наоборот. Раньше «рисуют» разметку, а потом уже распускаются листья. Поразило большое количество парков, скверов, причем, хорошо обустроенных. Но в отличие от них, в дорожной сети просматривается некая неухоженность. Колхозная площадь, перекресток Дзержинского – Нахимова – это большие участки, на которых, тем не менее, нет ни разметки, ни знаков, и явно не хватает технических средств регулирования движения. Непонятно, почему улица Тенишевой односторонняя, где же вторая полоса? У вас всегда так было? Но город не может двигаться в одну сторону, так не должно быть. Состояние дорог – это отдельная тема, я потрясен, как наш водитель проехал на отечественном автомобиле там, где, казалось, вообще нет пути. Причем это его абсолютно не удивило, он оставался невозмутимым.

Михаил Якимов. Фото: АиФ/ Александр Губарев

Вместе с тем, улица Кирова просто шикарная. Оборудованы островки безопасности, отбойники, указатели поворотов, выделены цветом пешеходные переходы, организовано канализованное движение. То есть, существуют правильные решения, но они хаотичны.

- Что думаете о подземных переходах Смоленска?

- Если вы строите новый город, да, это возможно. Но у вас рядом с переходом на площади Победы стоит памятник, крепостная стена, зачем загонять пешехода под землю? Что он там видит? Пусть идет по земле и любуется видами древнего города. Задумывая возведения такого вот объекта, чиновники, видимо, решали какую-то свою задачу, не ту, чтобы человеку было удобно, светло и комфортно, а чтобы проехало как можно больше автомобилей, чтобы люди не мешали, не останавливали транспортный поток. Но люди не могут мешать, могут мешать автомобили, грязь, плохие дороги. Если в городе мешает человек – значит, что-то не то.

Строительство подземных переходов возможно на периферии, на магистралях, где мало пешеходов.

- Кстати, о пешеходах: заметили ли вы, что времени, которое отмерено для перехода дороги, смолянам катастрофически не хватает?

- Да, и это безобразие, я это и городским чиновникам говорил, что в Смоленске чересчур длинные циклы светофорного регулирования для проезда автомобилей. Что для такого небольшого города, как Смоленск, тем более, для центра, недопустимо. Пешехода обязывают долгое время стоять и ждать в любую погоду, чтобы потом он бежал через переход, сломя голову. Я понимаю, когда речь идет о Москве, тогда ожидание более 100 секунд оправдано. Наверное, это тоже внедрено с той позиции, что пешеход кому-то мешает.

Взболтать, но не смешивать

- Знакомились ли Вы с работой нашего общественного транспорта?

- Есть два пути развития общественного транспорта. Первый путь либеральный, и его яркий представитель – город Пермь. У нас нет муниципальных автобусов вообще. А по городу ездят множество автобусов м-3 класса - тяжелые «Мерседесы», «Манны», низкопольные и оборудованные климат-контролем. Частный бизнес готов вкладывать в комфорт пассажиров деньги, даже при сравнительно небольшом тарифе. С этого года у нас утвержден тариф в размере 16 рублей. Жители Перми делают почти полтора миллиона поездок в день. Это значит, что независимо от ситуации на рынке и в мире транспортные предприятия всегда будут иметь прибыль.

Второй путь – административный, четко вертикально интегрированный, когда нет частников, а работает лишь государственное предприятие (или предприятия). Они сами рассчитывают объем работы, выбирают оптимальный тип подвижного состава на все маршруты, делают расписание и формируют сеть.

Смешивать? Нет, нельзя. Я поинтересовался у представителей администрации города, я а на каких маршрутах работает муниципальный и на каких привлеченный? Выяснилось, что на тех же самых. Я предупредил, что в таком случае неизбежно дотирование муниципального транспортного предприятия, мне ответили, что в Смоленске так и делается. Это очень странная схема. И если смолян она устраивает, то только до поры до времени. Отдельно хотелось бы сказать про тариф. Смоленский горсовет утверждает тариф для «Автоколонны 1308», а для частников это делают областные власти. У нас тариф один, и утверждается он также одним органом власти. И он, повторюсь, составляет 16 рублей. По моим подсчетам, исходя из себестоимости, тариф в Смоленске должен быть не 14 рублей, а 11. Есть целая методика для его исчисления, специальные таблицы, я провел сравнение по двум цифрам. В Перми население составляет миллион человек, в Смоленске – в три раза меньше. Себестоимость одного билетика зависит от того, какое расстояние вы на нем проедете. В Перми вы проезжаете в среднем 7 километров, в Смоленске – 4.

Профессор недоумевает, почему смоленские власти так мало используют автобусы большой вместимости. Фото: АиФ

Снимают рельсы – снимают мэра

- Как Вы считаете, нужны ли Смоленску трамваи?

- Историй, когда в городе убирали трамвай, достаточно много - Воронеж, Архангельск. На мой взгляд, просматривается четкая закономерность: как только убирают трамвай, снимают рельсы - снимают мэра. В чем преимущества трамваев? Это большие провозные способности. Говорят, у вас убрали трамвай с улицы Большая Советская, потому как от него разрушались исторические здания. Но ни в Берлине, ни в Амстердаме, ни в Петербурге трамвай никому не мешал. Не знаю, почему его убрали у вас. Наверно, тоже кому то мешал.

Я знаю, что в Смоленске происходят немало ДТП по причине того, что индивидуальный транспорт следует по трамвайным путям. Правила дорожного движения не позволяют такой вольности. Это сложно администрировать и привлекать нарушителей к ответственности. В Перми тоже так было до 2009 года. Пока у нас трамвайные пути не отделили бордюром от проезжей части. Автомобилисты немного повозмущались, но потом смирились.

- В Смоленске проблема пробок, конечно, не стоит так остро, как в крупных городах, но все-таки она есть. Какое решение Вы видите?

- В Смоленске я мало видел автобусов большого класса, в основном ездят «пазики», «Газели» и прочие малой вместимости. Такого транспорта у нас нет, я считаю, что в центре, где ценность территории общего пользования высока, тем более, когда не существует возможности расширения улично-дорожной сети, необходимо эффективно использовать то, что есть. Главная задача - так распределить существующий спрос по системам транспорта, чтобы время нахождение пассажиров в этой системе было минимальным и чтобы провезти как можно больше людей. Для этого в центре города следует пустить транспорт с большей провозной способностью, большие автобусы, трамваи. А на периферии можно задействовать транспорт меньшей вместимости.

Якимов ставит в пример смолянам активистов, которые борются против хамской парковки. Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

- Не могу не затронуть тему стихийных парковок во дворах, на тротуарах. Что с этим можно сделать?

- Один из действенных инструментов транспортной политики – парковочная политика. Приведу один пример. Общественные активисты порой вопрошают – как можно разрешить в центре города строить жилой дом без парковки, хотя бы из расчета 1 парковочное место на одну квартиру. В Перми, наоборот, нельзя построить дом, если там будет много парковок – то есть мы пропагандируем принципиально другой подход. Задача – эффективное использование территории общего пользования. Исходя из этого, мы не можем себе позволить построить в центре города под оперным театром подземную парковку на 4,5 тысячи мест (такой проект обсуждался), тогда в этот театр нельзя будет проехать не только на автомобиле, но и на общественном транспорте.

Я видел, где паркуются в Смоленске. Но дворы и детские площадки - это частная территория и автовладельцы, поступая таким образом, нарушают закон. Наверное, смолянам нужно больше проявлять гражданскую инициативу, звонить в полицию, жаловаться в ГИБДД. В Перми, к примеру, реализуются два общественных проекта. Первый – Carbusters, когда человек фотографирует нарушение, добивается возбуждения административного расследования и получает за это вознаграждение из общественного фонда. Второй: в Перми, как в Москве и в других крупных городах России действует движение «СтопХам», главная идея которого - призвать всех без исключения участников дорожного движения как к обязательному выполнению закона, так и соблюдению норм общепринятой морали. Чтобы воспитанные люди не страдали из-за людей невоспитанных.

Автомобиль – удовольствие недешевое. И горожане, которые перечисляют налоги в бюджет, не должны оплачивать сооружение парковок для тех, кто может позволить себе машину. Парковка - это такая же услуга, как заправка автомобиля, его ремонт. Если вы купили вертолет, это ваша проблема, как владельца, куда его ставить и где хранить. Многие говорят: «У нас в городе проблема с парковками». Это в Амстердаме проблема с парковками, когда один час парковки стоит 5 евро.

В Смоленске выгодно строить торговые центры, офисные здания, а платные парковки - не выгодно, и пока не родится этот спрос, не будет и предложения. А почему спроса на парковки нет? Потому что во дворы можно поставить, причем бесплатно.

Михаил Якимов остался доволен поездкой в Смоленск. Фото: АиФ/ Александр Губарев

Нефункциональные органы

- Как сделать так, чтобы транспортная система Смоленска функционировала лучше, эффективнее?

- В любом городе качество функционирования транспортной системы зависит от двух составляющих: правильной системы управления транспорта и системы выработки и принятия решений. В Смоленске нет ни того, ни другого.

Сейчас в администрации города за транспорт и дороги отвечают два функциональных органа – комитет по транспорту и связи и управление дорожного хозяйство. Одно занимается удовлетворением потребности пассажира, который выбрал общественный транспорт, а другое призвано удовлетворять потребности автомобилиста. Непонятно, как они делят, по сути, общее поле, - возникает конфликт интересов. Кроме того, нет конечного результата - они что-то делают, но итоговые цифры их работы не оцениваются, и это плохо.

Эффективная транспортная система должна работать на основе качественной исходной информации, то есть транспортной модели, куда закладываются все данные - где живут и работают люди, указано количество транспортных корресподенций (скажем, «дом-работа», «работа – дом»), то есть, дан транспортный спрос, обозначено транспортное предложение – улицы, дороги, рассчитана средняя длина поездки и так далее. В идеале, любое нанесение разметки, выставление знака рассчитывается на основе этой транспортной модели. Она позволяет спрогнозировать, что будет, если мы построим гипермаркет, четвертый мост через Днепр, изменим тот или иной маршрут движения.

- Так все-таки нужен Смоленску этот четвертый мост, или нет?

- В Перми всего один мост – четырехполосный мост через реку Кама, длиной в километр. При том, что население Перми, напомню, в три раза больше, чем в Смоленске. Через мост проходит 50 тысяч автомобилей в сутки. Обмен между берегами - около 300 тысяч человек. Чтобы эффективно организовать движение, мы его проработали с перекрестками со всех сторон. Таким образом, в Перми сумели «выжать» из моста максимум и с лихвой окупить все затраты. Ведь строительство моста – это дорогое удовольствие, ни один бюджет муниципального образования не потянет это сам, без регионального или даже федерального финансирования.

Я думаю, смоленские мосты не дотягивают и до половины загрузки, поэтому не вижу с экономической точки зрения резона в строительстве нового моста. Хотя я не знаю, какова аргументация у этого проекта. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах