К острому дефициту учителей и врачей мы уже привыкли. Но кто бы мог подумать, что Смоленщина столкнётся с нехваткой водителей общественного транспорта! Из-за этого часто простаивают даже новые автобусы, а люди вынуждены добираться до дома пешком.
Почему не едем?
Удивительно, но возникла парадоксальная ситуация: в Смоленске активно обновляется подвижной состав, только в конце прошлого года на маршруты вышли 28 новых автобусов, а управлять ими некому.
Особенно остро дефицит водителей ощущается в Промышленном районе, на Киселёвке. Каждое утро, чтобы уехать в центр города, жителям приходится очень постараться. Пассажиров здесь всегда много, а единиц транспорта не хватает.
«В 8:30 мне нужно быть на работе. А подхожу на остановку я уже к 7:00, так как сесть в 44-ю маршрутку с первого раза не всегда получается. Обычно все автобусы забиты до отказа – три, как правило, пропускаю. Как альтернатива – маршрутки № 40 и 35, но они ходят ещё реже, попасть в них рано утром сложнее», – рассказывает смолянка Наталья Венедиктова.
Впрочем, не легче и тем, кто следует в обратном направлении. Вечером, когда студенты, школьники и рабочие возвращаются из центра в спальные районы, на остановках в центре Смоленска настоящее столпотворение. Люди жалуются, что по полтора часа вынуждены ждать на морозе необходимый автобус, троллейбус или маршрутку.
«Ребёнок учится в 14‑й школе, уроки заканчиваются в 18–18.30, после этого он стоит на остановке на площади Победы с огромной толпой. Домой приезжает только к 8 часам», – говорит жительница улицы Рыленкова Елена Пастернак.
Но дело не в нехватке транспорта – его-то как раз хватает. Управлять этим самым транспортом некому.
Как сообщили на еженедельном оперативном совещании в городской администрации, на смоленских троллейбусах сейчас работают 40 водителей. А нужно 87. С автобусами и маршрутками ситуация аналогичная.
Работать не идут
Социальные сети и салоны общественного транспорта пестрят объявлениями о поиске шофёров. По данным портала Работа России, прямо сейчас городская «Автоколонна» ищет 25 водителей автобуса регулярных городских маршрутов. Зарплату обещают от 55 до 85 тыс. рублей. Плюс перерывы на обед с возможностью перекусить в собственной столовой. Даже жильё гарантируется, правда, только приезжим. Но водители туда не спешат. Почему?
«Я хотел в прошлом году устроиться водителем автобуса, но расспросил знакомого, который там давно работает, и передумал. Во-первых, очень неудобный график. Иногда приходится выходить на маршрут в 5 утра, а через пару дней заканчивать работу в полночь. Во-вторых, реальная зарплата вместо обещанной в 80 тыс. часто не доходит и до 55. Но главное – нагрузки. Порой приходится ездить по пробкам, в плохую погоду, пробираясь через снежные завалы. Сейчас я на своей машине таксистом работаю – получается выгоднее и график лучше», – делится автовладелец Михаил Вербицкий.
Средний возраст водителей смоленских автобусов приближается к пятидесяти годам. Молодёжь на такую работу не идёт. Отчасти ситуацию спасают мигранты, но скоро с этим могут возникнуть проблемы. В России труд мигрантов в последнее время начали ограничивать.
Так что смоленским предприятиям придётся быть изобретательными – поднимать зарплаты, стремиться обеспечивать водителей социальным пакетом и т. д. А иначе, если ничего не делать, так и ездить скоро будет некому.