За последние три года объем продаж нелегальной табачной продукции в Смоленской области вырос втрое. Основная масса ввозится из сопредельной Белоруссии в огромных объемах. Организация поставок и распределение по каналам продаж мало чем отличается от хорошо выстроенного бизнеса. Как бороться с теневым рынком сигарет в регионе 25 августа обсуждали в Общественной Палате Смоленской области представители УМВД России по Смоленской области, таможни и Роспотребнадзора. Наш корреспондент побеседовал с участниками круглого стола «Противодействие нелегальному рынку потребительских товаров на территории Смоленской области. Ход и перспективы работы».
Только за 2019 год из-за массового оборота нелегальных сигарет и другой табачной продукции бюджет области недополучил 305 млн рублей в виде неуплаченных акцизных сборов и НДС. При этом теневой сектор заработал 250 млн рублей, реализовав около 5 млн пачек сигарет.
Подавляющее большинство сигарет, продающихся без уплаты акцизов и налоговых сборов, поступает из сопредельной Белоруссии – там табак стоит примерно втрое дешевле. А ввозить его в нашу страну и продавать, не уплачивая обязательных сборов, пока не представляет труда.
Мы побеседовали с участниками круглого стола, представляющими контролирующие и силовые структуры. На вопросы о том, как осуществляется борьба с табачной контрабандой и что мешает ее победить, ответили ВрИО начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Смоленской области Владимир Прохоренков, начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни Дмитрий Васюков и начальник отдела защиты прав потребителей службы Роспотребнадзора в Смоленской области Лариса Омельченко.
- Разница в ценах на табак между Россией и Белоруссией и другими странами СНГ за последние четыре года выросла примерно в три раза. Аналогично увеличилась и контрабанда сигарет. Как с этим явлением борется УМВД Смоленской области?
Владимир Прохоренков: Поскольку наша область имеет непосредственную границу с республикой Беларусь, случаи выявления нелегальной табачной продукции у нас давно приняли массовый характер. Тем не менее, в 2020 году изымаемость серьезно увечилась, благодаря тому, что мы улучшили взаимодействие с другими компетентными ведомствами.
Так, с начала 2020 года в Смоленской области возбуждено 13 уголовных дел и составлено 127 материалов о привлечении к административной ответственности на сумму более 16 млн рублей. Все эти дела связаны с перевозкой и реализацией нелегальной табачной продукции.
- Каков механизм табачной контрабанды?
Владимир Прохоренков: Существуют пробелы в законодательстве, которые позволяют ввозить нелегальную продукцию под видом транзита. При пересечении границы демонстрируются документы, согласно которым груз табака должен проехать через границу. А из России в любую другую страну. Однако проверить, дошел ли товар до следующей границы, мы не можем – такого механизма нет. В результате все эти сигареты могут просто разгрузить и реализовать в рознице в той же Смоленской области или другом регионе. Их будут продавать значительно дешевле легальных, и, значит, именно такой табак предпочтут потребители, не интересующиеся его происхождением.
Дмитрий Васюков: Через Белоруссию ввозятся различные товары производства многих стран, в том числе и табачные изделия, которые проходят таможенное оформление в таможенных органах РБ и затем ввозятся в РФ без российских акцизных марок под прикрытием других товаров или в оборудованных тайниках.
- Получается, что таким образом в Россию могут попадать нелегальные сигареты из Сербии, ОАЭ, стран Восточной Европы. А таможенная служба и УМВД не всегда могут их изъять или задержать.
В результате таких массовых поставок торговцы серым табаком наносят ущерб торговым точкам, где не продают контрабандой. Только за прошлый год легальные магазины потеряли около 10 млрд рублей по всей стране. Как проверяют, каким табаком торгуют в рознице?
Лариса Омельченко: С начала 2020 года основания для проверок розничных торговых точек, которыми занимается Роспотребнадзор, были существенно ограничены. Например, за 2019 год мы проверили 124 торговых объекта осуществляющих продажу табачных изделий, в том числе рядом со школами и выявили 19 фактов нарушения законодательства. В текущем году количество таких проверок сократилось в четыре раза – таков результат действия ограничений из-за режима повышенной готовности.
Тем не менее, наше ведомство все равно активно привлекает к ответственности торговцев нелегальным табаком, по материалам дел поступившим из УМВД. В 2019 только по городу Смоленску было составлено 132 протокола в отношении виновных в распространении нелегального табака. 124 дела рассмотрены, вынесены штрафные санкции на сумму 500 тыс. рублей, конфисковано табачных изделий на сумму более 1,8 млн рублей. За первое полугодие 2020 года уже составлено 82 материала об административном правонарушении с конфискацией табачных изделий на 1,5 млн рублей. Таким образом, несмотря на все трудности, мы демонстрируем улучшение результатов работы.
Владимир Прохоренков: Добавлю, что за последние 3-4 года мы стали выявлять больше нелегальной продукции, в том числе за счет улучшения взаимодействия между правоохранительными структурами.
- Какие меры законодательного или технического характера помогут контролирующим органам эффективнее бороться с ввозом контрабандного табака и его продажей на территории области?
Дмитрий Васюков: Необходимо создать условия, при которых нарушителю будет экономически невыгодно реализовывать товар. Необходимо ужесточить ответственность вплоть до уголовной, ввести в практику меру наказания не только как наложение ареста и уничтожение конфискованной продукции, но и такую меру, как изъятие транспортного средства, на котором перевозилась данная продукция.
В подтверждения этого приведу пример. За перевозку «санкционной» продукции максимальная сумма штрафа на юридических лиц составляет 300 тыс. рублей и сама продукция уничтожается. Но, как показала практика, уничтожение и штраф не всегда являются эффективной мерой и нередко на следующий день, мы встречаем тех же нарушителей на тех же автомобилях с очередной партией нелегальной продукции.
Сегодня, к сожалению, перевозчики контрабандных сигарет платят штрафы значительно меньшие, чем, к примеру, за ввоз санкционных товаров, и снова, как и в случае с «санкционкой», везут табак из Белоруссии на тех же машинах, причем иногда и возят одни и те же лица. Если бы транспортное средство изымалось на границе, то провозить на нем контрабанду вновь было бы невозможно, и вся эта деятельность, думаю, быстро потеряла бы экономический смысл для тех, кто занимается таким нелегальным бизнесом в колоссальных объемах.
Мы видим, конечно, что совместная работа таможни, УМВД, Роспотребнадзора, Погрануправления, ФСБ, Россельхознадзора дает свои плоды в борьбе с незаконным ввозом продукции. Но есть еще и нерешенные вопросы. Так, например, Роспотребнадзор не может работать на границе, мы же не имеем права на самостоятельные мероприятия на внутреннем рынке, за исключением ряда случаев. Каждому ведомству по своей вертикали стоит поднимать вопрос о необходимости ужесточения мер борьбы с теневым рынком, без которых мы не сможет масштабировать наши победы в борьбе с нелегальным табаком.