Власти Смоленска представили оптимистичную концепцию развития общественного транспорта, однако горожане встретили эти планы с заметным скепсисом.
Разбираемся, в чём причина разрыва между официальными прогнозами и повседневным опытом пассажиров.
Маршрут построен
В прямом эфире мэр Смоленска Александр Новиков в самых радужных красках нарисовал перспективы развития городской системы пассажирских перевозок.
По его словам, ситуация с выходом новых автобусов МАЗ на линию заметно улучшилась. Сегодня по областному центру курсируют 51 из 55 единиц, четыре находятся «в запасе» – для усиления выборочных маршрутов.
В декабре планируется поставка восьми автобусов среднего класса, а в ноябре ожидается прибытие четырёх модернизированных трамвайных вагонов. Кроме того, до конца текущего года ожидается передача 10 трамваев из Москвы. В следующем году поступление дополнительного подвижного состава продолжится.
Мэр уверен, что это позволит системе «устаканиться и стать более эффективной».
Однако ключевой проблемой остаётся нехватка водителей. «Автобусы новые есть, а кто на них будет работать?» – справедливо замечают горожане. Впрочем, некие подвижки в этом направлении также наметились.
«Благодаря тому, что изменилось законодательство, сегодня водителем автобуса после переобучения может стать любой гражданин, который имеет права категории В или С. И мы предоставляем желающим такую возможность – переобучиться, работая на нашем предприятии, – сказал Новиков. – Помимо этого, мы подняли зарплату водителям. В общем, делаем максимально всё для того, чтобы привлекать людей».
Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности МУТТП на 2026 год штат водителей должен вырасти до 260 человек (в 2024‑м их было 152). Увеличится и численность кондукторов. По прогнозам – до 240 человек, таким образом, их станет почти в два раза больше, чем в прошлом году.
Правда, что касается заработной платы, её рост ожидается ниже темпов существующей инфляции. Средняя зарплата по предприятию к 2026 году планируется на уровне 52,9 тыс. рублей (в 2024 г. она была 43,5 тыс. рублей).
Взгляд с улицы
Но пока власти строят радужные планы, пассажиры сталкиваются с суровой реальностью. В соцсетях жители жалуются на долгое ожидания автобусов на остановках, переполненные маршрутки и неудобный график работы муниципального транспорта.
«Я вчера час отстояла утром на остановке на кольце Соболева с толпой народа. Ни одного ПАЗа, ни одного нового автобуса от МУТТП не увидела… Маршрутки, как скотовозки: ходят набитые битком, люди висят в воздухе», – пожаловалась пользователь Татьяна Иванова.
«На 35‑м маршруте уже длительное время всего две единицы транспорта, а иногда на линию выходит одна, ждать которую бесполезно…» – пишет Наталья Мостачева.
«Планы по закупке восьми новых автобусов до конца года – это капля в море на фоне потребностей города. Смоленску нужно не меньше 100 единиц транспорта и желательно вместе с водителями», – резонно замечает Максим Клименков.
Особо остро стоит проблема в отдалённых районах, например, в посёлке Волчейка, где детям приходится добираться до школы в микрорайоне Сортировка пешком – автобусы туда вообще не ходят. В администрации пообещали обсудить вопрос. Но в основном претензии жителей касаются работы частных перевозчиков. Объясняя, почему нельзя навести в этой сфере порядок, мэр Новиков указал на правовые ограничения.
«Закон сегодня не позволяет нам полностью лишить перевозчика маршрутной карты и снять автобус с маршрута без веских причин, однако мы всегда держим на контроле их работу, проводим проверки, выдаём предписания, – сказал он. – Одновременно работаем над переходом на муниципальный транспорт, это, безусловно, хорошо, когда всё в наших руках. Но, наверное, полностью отказаться от услуг частников мы все равно не сможем, потому что есть маршруты, которые автобусы большого класса пока не могут осилить».