Когда в 2015-м году я узнала о программе наставничества, у меня уже был опыт волонтерства. Думаю, многие в Смоленске знают про поисковый отряд Сальвар. Я была у истоков его создания и много лет, до рождения ребенка, помогала искать пропавших людей. Теперь срываться и ехать в лес или на болото, мне стало проблематично.
Наставничество – более предсказуемая история: запланировала поездку, договорилась с мамой, чтобы она посидела с ребенком, и поехала.
Но решилась я не сразу. Несколько лет была подписана на группу https://vk.com/nastavnik.detinashi, читала новости, больше узнавала о проекте, о правилах, о том, кто такой наставник для ребенка из детского дома, что это не приемный родитель, не опекун, не спонсор…
С Миленой я познакомилась в 2020-м году. И буквально через несколько дней объявили карантин и самоизоляцию. Это сильно все усложнило: на обучении нам рассказывали, как важны регулярные встречи для налаживания контакта, а мы могли только созваниваться. Я все равно несколько раз приезжала, общались через забор. Было, конечно, сложно. Но, когда ограничения сняли, все наладилось.
Недавно мы договорились с руководством детского дома, и сходили в театр. Я сама очень люблю театр, часто рассказывала ей, и она заинтересовалась. Мне кажется, такие желания нужно поощрять. Мы обе были в восторге, Милена, хочет увидеть и другие спектакли, и это, мне кажется, очень здорово, когда человек узнает что-то новое, что, возможно, сам бы не попробовал.
Милена – обычный подросток, как и все ребята из детских домов. Не нужно их демонизировать. Я, когда впервые приехала, как будто мимо школы шла, где стоят своими компаниями обычные ребята, здороваются.
Конечно, когда общаешься, уже из каких-то личных разговоров понимаешь, что им тяжелее. У них у каждого своя история, как они попали в интернат. И потом в этом замкнутом пространстве, где они общаются только друг с другом, для них обычное общение с новыми людьми становится стрессом. Милена, например, со мной делилась, что ей не просто бывает сложно спросить что-то у незнакомого человека, она не может себя заставить это сделать. Психологи говорят «нет навыка обращаться за помощью». А есть еще и другие сложности, например, с тайм-менеджментом, с финансами, да много с чем… И это очень тяжело, если у тебя еще и близких людей нет. Поэтому Милена и другие участники наставнического проекта – в более выигрышном положении. У них есть возможность соприкоснуться с внешним миром, в котором они вскоре окажутся, есть возможность обрести человека, к которому можно обратиться за советом, за поддержкой.
Я не могу сказать, что, когда я стала наставницей подростка из детского дома, мои взгляды на жизнь кардинально изменились. Но это, несомненно, новый опыт, это полезно и мне, и ей. И я считаю, что любой, кто в принципе задумывается о том, как важно помогать, помогать правильно, о том, в каком обществе мы живем и в каком обществе будут жить наши дети, такому человеку стоит задуматься о наставничестве и пройти первый тренинг. Ну или хотя бы подписаться на группу Вконтакте, как когда-то сделала я, и подождать, пока дозреете до решительных действий.
Благотворительный фонд «Дети наши» помогает детям-сиротам на территории Смоленской области с 2006 года.
Чтобы присоединиться к проекту, оставьте заявку на сайте https://detinashi.ru/mentor/ или https://vk.com/nastavnik.detinashi или звоните по телефону +7 903 649 44 04.