В день рождения Боба Марли смолянам преподнесли настоящий подарок – концерт легендарной группы DUB TV, которые в России по праву считаются первооткрывателями цифрового регги. За почти что два десятилетия с момента основания группы состав менялся (и, по всей видимости, будет продолжать меняться) неоднократно, за исключением Александра Антонова и Ильи Смирнова.
Dubmaster Александр, он же Шура, прежде чем стать апологетом ямайской народной музыки, исколесил автостопом пол Европы, выступая со своей панк-группой «Дети Кеннеди». Но и сейчас он не загоняет себя в строгие жанровые рамки. Вольный «звукохудожник» находится в постоянном поиске нового саунда. В этом ему помогает старинный друг Илья Смирнов, он же OFFыч, которого называют лучшим регги-барабанщиком в России.
За несколько часов до концерта SMOL.AIF.RU встретился с участниками группы DUB TV, чтобы поговорить о музыке, новых проектах и о том, как все начиналось.
Прогулки с динозаврами
Елена Миронова, SMOL.AIF.RU: Название группы тесно связано с вашими первыми музыкальными экспериментами. Даже по нынешним меркам то, что вы делали, - это очень смело. Расскажите о первых выступлениях в московских клубах.
Александр Антонов: Когда люди не хотят слушать телевизор, выключают звук и включают какую-то музыку, создается впечатление, что ты смотришь какой-то видеоклип. Мы этот момент заметили и использовали. На первых концертах в качестве звукового сигнала использовались два телевизора, которые были законнекчены с пультом дабмастера. Во время выступления выхватывались отдельные звуковые сэмплы, подхватываемые и накладываемые на звуковую дорожку. При этом каждый из телевизоров показывал что-то свое. Хотя если быть честными, это было не совсем телевидение. Сейчас объясню. Мы брали видеомагнитофоны и воспроизводили по ящикам записи передач «Прогулки с динозаврами» в озвучке Николая Дроздова. Помните его знаменитое: «Обратите внимание, как они работают передними лапками» (смеется). Когда люди на концерте наконец-то догоняли, что звук шел из телевизора, они говорили: «О, да ты круто прикололся, чувак!». Но это было давно.
- Но, наверняка, на этом ваши эксперименты с саундом не закончились? С чем сейчас работаете?
А.А.: Сейчас интересно брать совершенно древние агрегаты: например, детские японские синтезаторы 1980-х годов. У меня есть знакомые ребята, которые мне их починили. И вот скоро выйдет новый альбом, который записан с использованием различных синтезаторов конца 70-х -начала 80-х годов прошлого века. Это и не регги, и не даб, электронщина больше. Очень креативно, на мой взгляд, получилось. Более того это подтолкнуло меня к решению заняться изготовлением собственных синтезаторов. Тем более что опыт изготовления музыкального «железа» у меня есть. Это позволяет в буквальном смысле слова «создавать» уникальный звук.
- А зрители, как вам кажется, ваши эксперименты со звуком понимают?
А.А.: Трудно сказать. Наверно. Я ж им не объясняю. Реакция есть. Но мои эксперименты со звуком больше меня касаются, чем публики. Это в первую очередь мне интересно. Это я стараюсь что-то сделал новым неожиданным образом. Публика воспринимает как должное.
Резиденты 2х2
- Перед концертом у вас есть какой-то традиционный ритуал, чтобы настроиться на выступление?
Борис Ермоленко: Очень важно иметь время, чтобы настроиться. Мне, например, нравится поспать. Я вот сейчас до вашего прихода именно этим на диванчике и занимался (смеется). Это самый лучший способ, наверное, чтобы привести себя в порядок. Сначала распеться, конечно, отстроиться, а потом вздремнуть, чтобы свежим выйти на сцену.
- Что может стать темой для будущей песни?
Б.Е.: Солист: Все, любая случайная мысль. Даже такая: а давайте-ка мы перепоем поэму Пушкина «Руслан и Людмила».
- Вы писали саундтреки к фильмам, сейчас подобные предложения поступают?
А.А.: Мы сейчас в основном мультфильмы озвучиваем. Утром включите канал 2х2, там показывают наши работы. В «Гипноутре» четыре наших клипа крутят.
Белый регги
- Жанр, в котором вы играете, это регги или все-таки DUB?
А.А.: Мы изначально не ставили перед собой вопроса: регги мы или даб. Строго говоря, регги – это прерогатива ямайских музыкантов, и заниматься регги музыкой белый человек не имеет права. Поясню. Мы были на европейском регги фестивале. Он идет восемь дней и лишь один отведен для выступления групп не с Ямайки на главной сцене. В этот день играли мы, группа из Берлина и Лондона. Это, скажем так, голимый расизм по отношению к белым. Поэтому мы предпочитаем себя регги группой не называть. Хотя в России с этим все намного проще, конечно.
- Что в ближайших планах?
А.А.: Максимум чего может добиться российская регги группа – это съездить на европейский фестиваль. Круче не бывает. Мы уже съездили. Кроме нас таких в России еще две группы. И все. Мы самые крутые, а что дальше-то? Решили открыть звукозаписывающую студию. Пришла пора двигать молодежь. Сами-то мы можем в любой момент записать все, что хотим. Надо помочь перспективным молодым музыкантам. Вот такие планы.
Смотрите также:
- Рок вне политики. Scream Inc. из Киева о музыке и копировании Metallica →
- «Каникулы в Мексике-2 NEW»: взгляд на скандальный проект изнутри →
- Кто возродил степ в Смоленске? →