Татьяну Догилеву зритель привык видеть в образе комичной, но характерной героини. Такой она предстала и перед зрителями смоленского фестиваля «Золотой Феникс» - веселой, непосредственной, богатой на актерские байки блондинкой. Правда теперь Татьяну Анатольевну больше интересует режиссура: в 2007 году на «Фениксе» уже показывали первый снятый Догилевой фильм «Лера», а в этом году на фестиваль она привезла свою короткометражку «Горизонт». Зрителям Татьяна Анатольевна рассказала о своем дебюте, смене амплуа и несчастных режиссерах..
Об актерском амплуа
- Раньше я часто играла подружек главных героинь, реже героинь, теперь я играю мам и тетушек. И это правильно. В русском театре всегда существовало понятие «амплуа». «Инженю-драматик», «инженю-романтик» – молоденькие девочки, потом идет «героиня», затем «благородная мать», за ней – «комедийная старуха». Я сейчас «мать», хотя больше комедийная. Да, это всегда небольшие роли, но это, повторюсь, совершенно нормальный возрастной переход.
О режиссуре
- Я актриса старой закалки, привыкла к диктатуре режиссера. Режиссер – самый главный в мире человек, вершитель судеб. Но когда оказываешься по другую сторону камеры, понимаешь, насколько режиссер одинок и несчастен, ведь на его плечи ложится ответственность абсолютно за все, что происходит на площадке и в кадре. Режиссер – это образ жизни, особое поведение, мышление. Я актриса, я очень эмоциональна, отдаю очень много энергии. Поэтому, мне кажется, я бы не смогла снять большой проект вроде сериала – сил бы не хватило.
О критике
- Впервые занять место режиссера решила по полной глупости, свойственной молодым успешным актрисам. Думалось, что со своим опытом и знаниями все будет легко, что режиссеры просто не догоняют, что и как делать. Первый спектакль, который я поставила – «Лунный свет в медовый месяц» - прошел во МХАТе, и мне это не простил ни один критик. Каждая газета посчитала своим долгом высказаться о моем режиссерском дебюте в самых невообразимых выражениях. Долгое время мне было страшно брать печатные издания в руки. Но я это пережила, и на сегодняшний день поставила уже девять спектаклей.
О «Лере»
- Сценарий «Леры» мне предложили на студии «Мостелефильм». Я тогда была просто одержима идеей снять фильм, но постоянно возникали какие-то препятствия. И вот, когда начались съемки, меня так начало трясти! Я стала говорить себе: «Таня, Таня, успокойся, вспомни, ради чего ты все это затеяла». И знаете, не смогла вспомнить, ради чего, кроме, разве что, одного большого желания крикнуть «Мотор!». Как режиссер-дебютант я страшно нервничала, но, когда съемки были завершены, и фильм вышел, я была очень счастлива.
О необъективности
- Я необъективна в отношении этого фильма. Да, там наверняка есть, к чему придраться, но пусть это делают другие, не я. Для режиссера его фильм – это просто результат огромного, порой непосильного труда, невероятных препятствий и сложностей, это акт создания. Вот ничего не было, а вот что-то появилось, ты это создал. Поэтому я теперь понимаю тех, кто с критиками не вступает в полемику, здесь не в самолюбии дело.
О независимости
- Актер очень зависим от всех, особенно вначале карьеры, когда ему нужно делать имя. Сегодня у всех страшная зависимость от продюсеров, от диктата телевидения, от формата. Многие плохо отзываются о телепродукции, но в этом нет вины режиссеров и сценаристов – зачастую просто не дают снимать то, что хочется. Независимость – сладкое слово. Я ощутила ее, когда снимала свою короткометражку «Горизонт», и это было прекрасно.
О фестивалях
- Я сняла «Горизонт» и не знала, что с ним делать дальше. Показала нескольким знакомым, кинокритику. Мне сказали «Надо на «Кинотавр»! Все начинается с «Кинотавтра»!». Я давно уже не фестивальный человек, но поддалась уговорам. Это был ужас! Я – в числе конкурсантов, вместе со мной детки, студенты третьих курсов ВГИКа, представляют свои чуть ли не дипломные работы. Представьте, маленькие тоненькие девочки-мальчики и я, завуч Таисия Дмитриевна, рядом. Думаю, может мне приз дадут за выслугу лет? И вот, вручение, всем деткам дали по конфетке, а мне ничего. Было обидно. В жюри тоже сидели детки, чуть покрупнее, постарше. Я решила спросить, почему ж мне ничего не дали? «Мы хотели дать, ответили они, - да уж больно ваше кино не понравилось».
О ролях
- Безусловно, большая удача, что меня взяли в фильмы «Блондинка за углом» и «Забытая мелодия для флейты». Но я каждую свою роль воспринимала не иначе, как дар судьбы, и ни одна роль мне легко не давалась.
Смотрите также:
- От Говорухина до Аллена. 7 картин «Золотого Феникса», которые стоит увидеть →
- Создатель киноклуба: «Смоленским кинотеатрам не нужно «другое» кино» →
- «Кино нужна доброта». Панкратов-Черный о ремейках и «стрелялках» →