Смоленск, 31 января - АиФ-Смоленск. Уникальный для Смоленска культурно-просветительский проект Traffic вырос из кинобиблиотеки. По сути, как говорит его создательница Ольга Слесарева, этот клуб любителей кино существует очень давно, просто в разных формах.
Несоветский экран
«Пилотный» показ непосредственно в рамках проекта Traffic Ольга Слесарева провела в ноябре прошлого года, и сразу четко структурировала работу клуба. Никаких хаотичных собраний время от времени: киноманы под началом Ольги имеют возможность собираться целых четыре раза в неделю — весьма плотный график для некоммерческого кинообъединения. Для каждых семи дней Ольга Слесарева выбирает тему, в соответствии с которой и проходят сеансы. Неделя киберпанка, антиутопии, русского арт-хауса или покорившие мир фильмы — неважно, придут четверо или десяток человек — публике гарантированы тщательно подобранный фильм, небольшая лекция о нем, долгая дискуссия и горячий чай.
- Ольга, расскажите, как родилась идея этого проекта?
- Увлечение кино началось очень давно, буквально с детства, с журналов вроде «Советский экран». Тогда, в советское время, да и сейчас, получить качественное кинообразование достаточно трудно, и достаточно дорого. В силу тех или иных причин такое образование я не могла получить, но в более взрослом возрасте появилось множество возможностей обучаться дистанционно, в той же киношколе имени МакГаффина, например. (Киношкола имени МакГаффина - «альтернативная территория для формирования экспертного взгляда на кино», специализирующаяся на лекционных инициативах, киноликбезах, теоретических циклах по истории кино, мастер-классах и узкоспециализированных курсах, - прим.авт.) Есть контакты и с большими, медийными людьми — но Смоленск, маленький город, им не интересен.
- Почему образование важно для создания подобного проекта?
- Кино как семечки: фильмов очень много, но выбрать самое пухленькое семечко, самое прожаренное и вкусное очень трудно. Кино - это полтора-два часа жизни, и поэтому очень жалко, когда испытываешь разочарование, эти два часа жизни потеряв зря. Почему бывает разочарование? Получил не то, что хотел, не то, чего ожидал, да и иногда просто не понял. Как выбирают фильм: идут или на актера, или на режиссера, или на сюжет, или на сочетание этих факторов. Я выбираю фильмы- не то что по себе: беру то, что может понравиться мне и может понравиться людям. Если это кино, которое я смотрела, то, как правило, я основываюсь на своем жизненном опыте, на своем образовании, на мнении критиков.
«Сложнее всего, когда фильм всем нравится»
- Что можно сказать о нише киноклубов в Смоленске? Были и «Мечтатели», и редкие показы в «Смене»...
- В Смоленске периодически возникают какие-то проекты, связанные с кино. Большинство не существует долго, в силу разных причин. Через знакомых мы, я и мой помощник, вышли на Альтернативный клуб. Мы смогли предложить им нечто новое — формат показа с последующим обсуждением. Каждое такое объединение в Смоленске несет в себе свою «фишку», имеет свое направление. Будь то старый проектор, фильмы на пленке — свой «флер». Это хорошо, это означает, что у смолян есть интерес к кино. Конечно, у каждого свой интерес: кому интересно попить пиво в кинотеатре, кому-то посмотреть и выразить свое мнение. У каждого киноклуба, кинообъединения, проекта — свои цели, и поэтому не только аудитория, но и фильмы мы все показываем разные. Даже наша «Киносреда» в «А-Клубе» - совсем другой проект, отличающийся от клуба Traffic.
- Вы упомянули о том, что большое внимание уделяете дискуссии. Я была свидетелем, когда обсуждение фильма длилось дольше, чем сам фильм...
- К слову, «развести» людей на разговор, дискуссию, не так просто. Иногда люди не хотят говорить, иногда они просто не поняли фильм. Я готовлюсь к каждому показу, изучаю рецензии критиков, отзывы рядовых пользователей Интернета, и с помощью каких-то наводящих вопросов получается разговорить людей. Самый сложный момент — это когда фильм всем нравится, и не выходит дискуссии, спора. В таком случае я стараюсь дать мнение критика или любительскую рецензию, чтобы разрушить эту «идиллию».
Эффект большого экрана
- Зато нет идиллии между требовательным зрителем и кинотетрами...
- У нас идут в основном блокбастеры, которые делают кинотеатрам кассу. А ведь мировой кинематограф богат, кроме Голливуда, еще и британскими, испанскими, шведскими, датскими фильмами, очень достойно представлено азиатское, китайское кино и кино Гонконга. Возможность реализовать проект, организовать гостиную, проводить полноценные заседания, появилась только в октябре прошлого года. Квартира для этой цели не подходила, подвал какой-нибудь — тоже. Мы вели переговоры с кинотеатрами Смоленска, и столкнулись с тем, что большим залам, несмотря на то, что у них в праймовое время бывает 5-10 человек в зале, невыгодно и неинтересно показывать такого плана фильмы. В кинотеатрах нам говорили: «Мы сами такое можем сделать при желании, зачем нам вы?».
- И, простите за каламбур, зачем нам вы? Как вы объясняли для себя необходимость идти дальше, не отчаиваться после отказов?
- Кинотеатров у нас в городе — раз-два, и обчелся, а ведь многие интересуются и и фильмами, которые проходят мимо Смоленска. Получалось так, что о картине говорят, пишут, но в наших кинотеатрах ее увидеть нельзя. Выяснилось, что среди смолян достаточно людей, которые не хотят смотреть кино дома, вдвоем-втроем, которым нравится эффект большого экрана, но репертуар кинотеатров их не устраивает или устраивает не вполне. Идея проекта, подобного Traffic, витала давно, но раньше не было возможности устраивать полноценные показы. Поэтому изначально киноклуб существовал в Интернете параллельно со своеобразной кинобиблиотекой. Многие фильмы ни наше поколение, ни тем более юные зрители, никогда не видели на большом экране. Это и классика, и андеграунд. В кинобиблиотеку к нам приходило очень много людей разных возрастов, и всегда возникали разговоры о кино. Можно сказать, что с тех пор и сформировался костяк клуба любителей кино.
С широко закрытыми...шорами
- Какого возраста ваша нынешняя публика, и какова реакция людей разных возрастных категорий?
- Совсем недавно к нам приходили женщины лет 60-ти, и это норма. Сейчас нам интересно расширять круг за счет молодых людей, либо людей, хаотично ориентирующихся в индустрии кино, либо даже не склонных смотреть такие фильмы. С филиалом клуба мы показывали в смоленских школах фильм «Дневники баскетболиста». Эта лента посвящена борьбе с наркоманией, и лента достаточно жесткая. Эффект был очень хороший. Я была готова к тому, что воспротивятся учителя, не поймут сами дети. Однако ребята смотрели внимательно, в молчании, и педагоги восприняли всю ситуацию с пониманием. После этих показов школьники оставались поговорить, и выяснилось, что они вообще ничего подобного не видели. То есть наше подрастающее поколение, молодежь часто не знает, что есть другое кино, не только то, что показывают в кинотеатрах. Подростки, старшеклассники ориентируются на рекламу в Сети, афиши на улице, и в их поле зрения попадает только коммерческое кино. Мне было очень приятно, что знакомство с авторским кино стало для ребят шоком — в положительном смысле, открытием, даже откровением. Ведь значит, молодые люди тянутся к другому кино, они хотят думать, рассуждать, высказывать свежие мысли. У них нет зашоренности, стереотипов, которыми часто загружена аудитория постарше.
Досье
Ольга Слесарева родилась в Смоленске 5 апреля 1971 года, окончила факультет иностранных языков СГПИ (ныне — Смоленский государственный университет). С 2004 по 2007 годы возглавляла Интернет-журнал «Виртуальный Смоленск», в котором вела рубрику о кино, автор множества рецензий. Постоянно сотрудничает с авторитетными московскими и петербургскими изданиями о кино, например, с журналами «Искусство кино» и «Сеанс». Участник многочисленных специализированных семинаров и форумов, творческих встреч с профессиональными критиками, редакторами киножурналов, в том числе киношколы имени МакГаффина. Организатор «Киносреды» в Альтернативном клубе, создатель и руководитель культурно-просветительского проекта Traffic, руководитель филиала клуба для молодёжи при Дворце творчества.