Примерное время чтения: 6 минут
237

В Смоленске смотрят «ненужное» кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Смоленск 06/02/2013
Фото автора и из архива гостя номера.

Уникальный для Смоленска культурно-просвети-тельский проект Traffic вырос из кинобиблиотеки. Как говорит его создательница Ольга Слесарева, этот клуб любителей кино, по сути, существует очень давно, просто в разных формах.

Несоветский экран

Наша встреча состоялась перед очередным заседанием клуба, «штаб» которого находится в одном из офисных зданий города. Для каждой недели Ольга Слесарева выбирает тему показов: киберпанк, антиутопия, русский арт-хаус или покорившие мир фильмы. И неважно, придут четверо или десять человек - публике гарантированы тщательно подобранный фильм, небольшая лекция о нем, долгая дискуссия и горячий чай.

- Ольга, расскажите, как родилась идея этого проекта?

- Мое увлечение кино началось очень давно, буквально с детства, с журналов вроде «Советского экрана». Тогда, в советское время, да и сейчас получить качественное кинообразование достаточно трудно и достаточно дорого. В силу тех или иных причин такое образование я не могла получить, но в более взрослом возрасте появилось множество возможностей обучаться дистанционно. Сегодня у меня есть контакты и с большими, медийными людьми - но Смоленск, маленький город, им не интересен.

«Сложнее всего, когда фильм всем нравится»

- Вы большое внимание уделяете дискуссии. Я была свидетелем, когда обсуждение фильма длилось дольше, чем сам фильм...

- К слову, «развести» людей на разговор, дискуссию не так просто. Иногда люди не хотят говорить, иногда они просто не поняли фильма. Я готовлюсь к каждому показу, изучаю рецензии критиков, отзывы рядовых пользователей Интернета, и с помощью каких-то наводящих вопросов получается разговорить людей. Самый сложный момент - это когда фильм всем нравится и не выходит дискуссии, спора. В таком случае я стараюсь дать мнение критика или любительскую рецензию, чтобы разрушить эту «идиллию».

Эффект большого экрана

- Зато нет идиллии в Смоленске между требовательным зрителем и кинотеатрами...

- У нас в городе идут в основном блокбастеры, которые «делают» кинотеатрам кассу. А ведь мировой кинематограф богат, кроме Голливуда, еще и британскими, испанскими, шведскими, датскими фильмами, очень достойно представлено азиатское, китайское кино и кино Гонконга. Возможность реализовать проект, организовать гостиную, проводить полноценные заседания появилась у нас только в октябре прошлого года. Квартира для этой цели не подходила, подвал какой-нибудь - тоже. Мы вели переговоры с кинотеатрами Смоленска и столкнулись с тем, что большим залам, несмотря на то что у них в праймовое время бывает 5 - 10 зрителей, невыгодно и неинтересно показывать такого плана фильмы. В кинотеатрах нам говорили: «Мы сами такое можем сделать при желании, зачем нам вы?»

- Как вы объясняли для себя необходимость идти дальше, не отчаиваться после отказов?

- Кинотеатров у нас в городе - раз-два и обчелся, а ведь многие интересуются и фильмами, которые проходят мимо Смоленска. Получалось так, что о картине говорят, пишут, но в наших кинотеатрах ее увидеть нельзя. 

Выяснилось, что среди смолян достаточно людей, которые не хотят смотреть кино дома, вдвоем-втроем, которым нравится эффект большого экрана, но репертуар кинотеатров их не устраивает или устраивает не вполне. Раньше у нас не было возможности устраивать полноценные показы. Поэтому изначально киноклуб существовал в Интернете параллельно со своеобразной кинобиблиотекой. Многие фильмы ни наше поколение, ни тем более юные зрители никогда не видели на большом экране. Это и классика, и андеграунд. В кинобиблиотеку к нам приходило очень много людей разных возрастов, и всегда возникали разговоры о кино. Можно сказать, что с тех пор и сформировался костяк клуба любителей кино.

«С широко закрытыми... шорами»

- Какого возраста ваша нынешняя публика и какова реакция людей разных возрастных категорий?

- Совсем недавно к нам приходили женщины лет 60, и это норма. Сейчас нам интересно расширять круг за счет молодых людей либо людей, хаотично ориентирующихся в индустрии кино либо даже не склонных смотреть такие фильмы. С филиалом клуба мы показывали в смоленских школах фильм «Дневники баскетболиста». Эта лента посвящена борьбе с наркоманией, и лента достаточно жесткая. Эффект был очень хороший. Я была готова к тому, что воспротивятся учителя, не поймут сами дети. Однако ребята смотрели внимательно, в молчании, и педагоги восприняли всю ситуацию с пониманием. После этих показов школьники оставались поговорить, и выяснилось, что они вообще ничего подобного не видели. То есть наше подрастающее поколение, молодежь часто не знает, что есть другое кино, не только то, что показывают в кинотеатрах. Смоленские подростки, старшеклассники ориентируются на рекламу в Сети, афиши на улице, и в их поле зрения попадает только коммерческое кино. Мне было очень приятно, что знакомство с авторским кино стало для ребят шоком - в положительном смысле, открытием, даже откровением. Ведь, значит, молодые люди тянутся к другому кино, они хотят думать, рассуждать, высказывать свежие мысли. У них нет зашоренности, стереотипов, которыми часто загружена аудитория постарше.

Досье

Ольга Слесарева. Родилась в Смоленске 5 апреля 1971 года, окончила факультет иностранных языков СГПИ. С 2004-го по 2007 год - редактор интернет-журнала «Виртуальный Смоленск», ведущая рубрики «Кино», автор множества рецензий. Участница многочисленных специализированных семинаров и форумов, творческих встреч с профессиональными критиками, редакторами киножурналов «Искусство кино» и «Сеанс», в том числе киношколы имени МакГаффина. Организатор «Киносреды» в Альтернативном клубе, создатель и руководитель культурно-просветительского проекта Traffic, руководитель филиала клуба для молодёжи при Дворце творчества. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах