Дырявая казна. Бюджет Смоленщины обсудили на публичных слушаниях

Антонина Ерофеева / АиФ

Смоленская областная Дума 12 ноября провела публичные слушания по проекту областного бюджета на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов. Представители власти и общественности высказали свои пожелания, предложения и оценки главного финансового документа региона. Доработанный вариант законопроекта о бюджете ляжет на столы депутатов, которым предстоит голосовать за него в первом чтении.

   
   

В слушаниях, которые прошли в конференц-зале на третьем этаже областной администрации, приняли участие председатель Смоленской областной Думы Игорь Ляхов, исполняющий обязанности губернатора Смоленской области Михаил Питкевич, заместитель губернатора Смоленской области – руководитель аппарата администрации Смоленской области Лев Платонов, заместитель губернатора Смоленской области Игорь Скобелев. Также в зале присутствовали заместители председателя Смоленской областной Думы Николай Мартынов, Валерий Кузнецов и Максим Степанов, члены комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам. За обсуждением наблюдал уполномоченный по правам человека в Смоленской области Александр Капустин. В зал заседаний были приглашены главный федеральный инспектор в Смоленской области Ольга Окунева, представители прокуратуры, Смоленского областного суда, судебных приставов, руководители расположенных в Смоленской области территориальных органов федеральной исполнительной власти, представители общественных организаций региона.

«Мы предлагаем высокодефицитный бюджет»

О параметрах бюджета на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов рассказал заместитель губернатора Смоленской области Игорь Скобелев. Предваряя характеристику основных параметров главного финансового документа региона, он отметил, что его формирование в администрации «проходило в достаточно тяжёлых условиях», вызванных непростой макроэкономической ситуацией. «Мы оцениваем свой валовый региональный продукт на 2014 год на уровне около 208 миллиардов рублей, это на 1 процент ниже, чем в 2013 году, - рассказал Игорь Скобелев. – Планируемый индекс промышленного производства, использованный при формировании бюджета, тоже составил 99 процентов от уровня прошлого года».

Согласно законопроекту «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» объем доходов региона составит 29 млрд 20 млн рублей. А общий объем расходов будет равняться 32 млрд 517 млн рублей. «Ситуация с налоговыми доходами тяжелая, и финансовая помощь субъекту не увеличилась, - констатировал замгубернатора. - Исходя их этой концепции, мы предлагаем высокодефицитный бюджет. Объем дефицита в 2014 году составит 3 млрд 497 млн рублей. Это позволит нам иметь в дефиците те расходы, которые мы не можем финансировать, иначе нам пришлось бы их оптимизировать».

Бюджет следующего года - задачка не из простых, есть о чем призадуматься. Фото: АиФ / Антонина Ерофеева

Куда впадают денежные реки

Как пояснил Игорь Скобелев, 36 процентов всех расходов в бюджете на очередной год составляют расходы на заработную плату. На выполнение 78 публичных обязательств потребуется около 5 млрд рублей, из них около 3 млрд – только на областные обязательства. На поддержку ветеранов труда, ветеранов военной и государственной службы запланированы расходы в размере около 1 млрд 300 млн рублей; на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – 270 млн рублей; на выплату областного материнского капитала – 220 млн рублей, на выплату государственного ежемесячного пособия на ребенка в Смоленской области – 150 млн рублей, 100 млн – на социальную поддержку многодетных семей и другие. 33 процентов всех расходов составляет помощь муниципалитетам. Расходы дорожного фонда составят 3, 9 млрд рублей.

В области планируется реализация 27 государственных программ. И 66,5 процента от их общего числа - социальные. Расходы по наиболее значимым государственным программам распределились следующим образом: программа «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области» - 8,3 млрд рублей; «Развитие здравоохранения в Смоленской области» 5,9 млрд рублей; «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» - 5,8 млрд рублей; «Создание условий для обеспечения населения качественными услугами жилищно-коммунального комплекса» – 1 млрд рублей.

   
   
Некоторые депутаты считают, что бюджет региона нужно спасать привлечением инвесторов. Фото: АиФ / Антонина Ерофеева

Губительный дисбаланс

По словам Игоря Скобелева, при создании проекта бюджета уже удалось «оптимизировать», иначе говоря – уменьшить,  расходную часть на три миллиарда рублей. «В частности, отказ от дополнительных обязательств, которые мы брали на себя в хорошие годы, когда у нас были хорошие доходы, поможет нам оптимизировать 700 миллионов рублей», - сообщил замгубернатора.

Но, даже лишив дополнительных выплат ветеранов труда Смоленской области, «заморозив» материнский капитал и упразднив компенсации матерям, чьи дети «не поместились» в существующие детские садики, Смоленская область все равно будет нуждаться в заемных средствах. Согласно материалам слушаний, депутатам предлагается установить верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2015 года в сумме 24 миллиардов 498 миллионов рублей; на 1 января 2016 года – 27 миллиардов 563 миллионов рублей; на 1 января 2017 года – 30 миллиардов 673 миллионов рублей. На обслуживание госдолга в 2014 году потребуется 900 миллионов рублей, в дальнейшем эта сумма, естественно, будет расти.

Причина возникновения такого количества дыр в областной казне связана с целым комплексом проблем и вряд ли может быть описана в двух словах. Однако одну из основополагающих проблем Игорь Скобелев видит в отсутствии баланса бюджетами разных уровней.

Депутаты признают: бюджет непопулярный, зато реальный. Фото: АиФ / Антонина Ерофеева

«Сложившаяся у нас в регионе ситуация – во многом следствие решений по областному бюджету на федеральном уровне, - считает замгубернатора Скобелев. - Я напомню, что, когда передавались полномочия по здравоохранению, по образованию, когда сейчас передаются полномочия по заработной плате работникам детских дошкольных учреждений, когда мы создавали дорожный фонд с расходами в два раза большими, чем мы несли раньше, было понятно, что справиться будет невозможно. Это проблема федерального уровня – нам нужно добавлять финансовой помощи. Федеральный центр должен как-то вмешиваться, балансировать бюджет лучше, поскольку сейчас, на мой взгляд, региональные бюджеты разбалансированы».

«Найти и обезвредить»

Найти и обезвредить возможные места утечки областных денег старается помочь Контрольно-счетная палата Смоленской области. Ее председатель Алексей Цыганков на слушаниях рекомендовал администрации региона до рассмотрения бюджетного законопроекта предоставить Контрольно-честной палате информацию о доходах, теряющихся из-за несвоевременного взыскания арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (с 1 января 2014 года, по новому законодательству, деньги за аренду будут получать уже городские округа), обосновать расходы на обслуживание государственного долга, предоставить на экспертизу областные государственные программы, рассчитать распределение межбюджетных трансфертов, создать план мероприятий по снижению государственного долга и т.п.

Именно эти требования вошли в подготовленный заранее проект рекомендаций публичных слушаний.

Замечания и предложения

Уже к началу слушаний было понятно, что слова, кроме двух первых основных докладчиков будут просить еще как минимум 10 спикеров. К концу слушаний их было уже 15. Послушать предложения каждого, увы, времени не хватило, однако многие идеи все-таки были озвучены.

На слушаниях было отмечено, что бюджет формировался тяжело из-за макроэкономической ситуации в регионе. Фото: АиФ-Смоленск / Антонина Ерофеева

Сергей Леонов, руководитель фракции «ЛДПР» в Смоленской областной Думе, заострил внимание на том, что бюджет является дефицитным и озвучил предложение своей фракции: «Выступить с предложением по списанию задолженности по бюджетным кредитам для Смоленской области, так как они предоставлялись на погашение текущих затрат бюджета, а не на развитие экономики региона».

«Бюджетом не развития, а выживания» назвал главный финансовый документ Смоленщины на 2014 год депутат от фракции «КПРФ» в Смоленской областной Думе Алексей Павлов. Одну из причин сложившейся ситуации депутат-коммунист увидел в изменении системы налогообложения: «По непонятным причинам изменились правила налогообложения на прибыль. Речь о так называемых консолидированных группах налогоплательщиков. В следующем году мы из-за этого недосчитаемся более 3 миллиардов рублей»… Возможности решить проблемы на местном уровне парламентарий не видит: «Нужно попросить депутатов Госдумы и Совета Федерации разработать стратегию развития Смоленщины на федеральном уровне… Надо учесть, что записывая нашу область в должники на фоне списания задолженности африканским странам, Ираку, Афганистану и др., федеральный центр поступает, по меньше мере, непонятно».

Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Смоленской областной Думе Михаил Атрощенков выступил с предложением о более активном участии в федеральных программах. Для этого, предложил он, можно просто сделать каждого из депутатов Смоленской облдумы куратором одной из программ.

Виктор Вуймин, депутат от фракции «Единая Россия» в Смоленской областной Думе, подчеркнул, что наблюдается падение экономического роста в регионе и планируемые показатели настораживают. Парламентарий заявил, что, несмотря на новую практику налоговых поступлений, необходимо работать над доходной частью бюджета, а также важно взвешенно подойти к льготной политике.

Теперь депутатам предстоит голосовать за проект бюджета в первом чтении. Фото: АиФ-Смоленск / Антонина Ерофеева

«А что сделали мы?»

Только трое из выступавших на слушаниях спикеров не были депутатами Смоленской областной Думы – это председатель Общественной палаты Смоленской области Юрий Ребрик, заместитель председателя общественной организации «Смоленской областное объединение организаций профессиональных союзов» Наталия Епифанцева, председатель Совета муниципальных образований Смоленской области Вячеслав Балалаев.

Подчеркнув, что выступает не от лица общественной палаты, а от себя лично, Юрий Ребрик  отметил, что сложная финансовая ситуация в регионе должна стать своего рода уроком.

«Нам надо просто стоять ногами на земле, - сказал Ребрик. - Мы в продолжение последних многих лет принимали бюджеты, и все понимали, что они совершенно нереальны. Принимая реальный бюджет, мы можем открытыми глазами посмотреть в завтрашний день, и понять, почему мы не выполняли прежние... Кто из тех, кто раньше планировал бюджет, ответил за то, что он на миллиарды не исполняется? В «Литературно газете» раньше была рубрика «Если бы я был директором»… так вот, если бы я был директором, я бы запретил говорить о всемирном кризисе.  Я бы запретил говорить, что это не мы, а федералы, я бы спросил: а что сделали мы?!»

«Бюджет 2014 года признан социальным, - напомнила заместитель председателя общественной организации «Смоленской областное объединение организаций профессиональных союзов» Наталия Епифанцева. - Но вместе с тем предлагается заморозить или пересмотреть условия предоставления ряда социальных выплат. В первом чтении принять законопроект, в котором предлагается приостановить на год социальную поддержку в виде ежемесячной выплаты ветеранам труда Смоленской области. На этом будут сэкономлено порядка 200 миллионов рублей. Мы думаем, что для бюджета области это не такие большие средства. А вместе с тем, это благодарность тем людям, которые большую часть своей жизни отработали на предприятиях Смоленщины и заслуживают благодарности. Планируется также отменить ежемесячное пособие материям, дети которых не получили места в детском саду. Считаем, что решение об отмене компенсации за предоставление места детском саду можно принимать лишь тогда, когда дети будут иметь возможность его посещать. И получить гарантированные конституцией права на бесплатное дошкольное образование. Неоднозначен вопрос материнского капитала. Мы считаем, что заморозку его выплаты нельзя допускать. Можно найти какой-то компромисс, который устроит и администрацию области, и матерей».

Вячеслав Балалаев отметил, что не видит проблемы в привлечении в регион инвесторов, и привел пример своего муниципального района, куда в последнее время «пришли» несколько крупных предприятий.

«Понятно всем, что бюджет дефицитный, бюджет непопулярный, - резюмировал председатель Смоленской областной Думы Игорь Ляхов. - От выступающих я услышал только здоровую критику и хорошие предложения, а не критику ради критики. Это говорит о том, что и депутатский корпус, и общественные организации, и муниципалитеты нацелены на то, чтобы работать и чтобы изменить ситуацию к лучшему».