Расследование причин крушения польского «борта №1» в Смоленске 10 апреля 2010 года еще в октябре продлили до шестой годовщины трагедии - 10 апреля 2016 года. Буквально через пару дней это решение раскритиковал министр юстиции Польши, назвав следствие и без того затянутым. Возможно, это повлияло на следователей, и на прошлой неделе главная военная прокуратура Польши заявила о том, что группа экспертов уже подготовила итоговый отчет, в котором названы причины трагедии.
Отчет в двух томах
Сам отчет пока не обнародовали, но с ним уже ознакомилось руководство главной военной прокуратуры Польши. По словам пресс-секретаря ведомства Марчина Максяна, отчет коллектива из 24 экспертов состоит из двух томов, объем каждого из которых превышает 200 страниц.
Важно, что он окончательно исключает версию о взрыве на борту самолета Качиньского.
«Детальное исследование останков не выявило следов локальных очагов разрушения конструкции самолета, которые могли бы происходить из других источников», - пояснил Максян.
Таким образом, технически самолет разрушился из-за столкновений с деревом и землей. А главными причинами, которые и привели к крушению польского борта №1, польские эксперты назвали ошибки экипажа президентского самолета и ошибки авиадиспетчеров смоленского аэродрома Северный.
«Группа экспертов подтвердила свои выводы, касающиеся причин и обстоятельств катастрофы Ту-154М номер 101, которые были отражены в главной экспертизе», - добавил представитель польской прокуратуры.
Тогда среди причин трагедии назывались «неверные действия экипажа, снижение самолета ниже минимально возможной для приземления высоты и отсутствие команды ухода на второй круг», «назначение на полет недостаточно обученного пилота», «отсутствие запрета руководителем полетами на приземление в аэропорту Смоленск-Северный из-за погодных условий и направления его на запасной аэродром», «отсутствие команды руководителя зоны приземления уйти на второй круг в ситуации, когда самолет снизился ниже минимальной высоты 100 метров».
Точка с запятой
Казалось бы, пять с половиной лет исследования и подтверждение выводов Международного авиационного комитета (МАК) должно было поставить точку в этой тяготе, ведь на протяже-нии всех этих лет польские политики припоминает смоленскую авиакатастрофу при каждом случае.
Кое-кто не чурается использовать трагедию как повод для спекуляции. В частности, некоторые польские ученые, собравшись на конференцию, сообщили, что не верят выводам экспертам прокуратуры, и что, по их мнению, самолет президента все-таки взорвали. А кандидат на пост министра иностранных дел Польши Витольд Ващиковский на прошлой неделе и вовсе заявил, что новое правительство оспорит итоги расследования трагедии.
В вопросе о смоленской катастрофе мы должны исходить не из каких-то своих политических воззрений, а оказывать всевозможное содействие и помощь друг другу
«Нужно попросить международных экспертов, чтобы они провели аудит отчета Татьяны Анодиной (председателя Межгосударственного авиационного комитета) и отчета Миллера (глава МВД Польши, возглавлял польскую правительственную комиссию по расследова-нию авиакатастрофы Ту-154М), - сказал Ващиковский. - Мы пожалуемся в Страсбурге на российское следствие за затягивание расследования, в арбитражные суды за удержание нашего имущества, чтобы был выдан вердикт, обязующий Россию вернуть нам обломки самолета».
«В вопросе о смоленской катастрофе, как и в вопросах о любой другой авиакатастрофе, мы должны исходить не из каких-то своих политических воззрений, тем более политически ан-гажированных, а исходя из тех процессуальных норм, которые действуют, и оказывать всевозможное содействие и помощь друг другу», - высказала свое мнение официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.