Примерное время чтения: 12 минут
7329

«Бешеный рёв двигателей. И тишина». Смоленская авиакатастрофа 5 лет спустя

Сюжет Смоленская авиакатастрофа: хроника событий и ход расследования
Николай Дементьев / АиФ-Смоленск

10 апреля 2010 года в Смоленске начинается как самый заурядный весенний день. Суббота, выходной, день свадеб. По дороге мимо военного аэродрома «Северный», который для обывателя – просто закрытый режимный объект, едут дачники, молодожены торопятся сделать фото у местной достопримечательности – танка Т-34 на въезде в город. Автолюбители копошатся в своих гаражах в районе Автозаводской улицы. От авиакатастрофы, равной которой в истории не было, этих людей отделяют считанные минуты и метры.

Полоса в тумане

«В 9 утра приехал на ж/д - вокзал. Толпы поляков были, все радостные…», - пишет 10 апреля 2010 года пользователь одного из смоленских форумов.

Поляки приехали в Смоленск на мемориальные мероприятия, приуроченные к 70-й годовщине расстрела польских офицеров в Катыни. Первый польский самолет приземлился на аэродроме «Северный» в 9 часов 15 минут. Почтить память жертв расстрела тремя днями ранее в Смоленск прилетали Владимир Путин и Дональд Туск, с этой же миссией должен был прибыть президент Польши Лех Качиньский, с супругой, в сопровождении делегации, состоящей из первых лиц государства.

Сухие цифры, точное время – всё это эксперты авиации рассчитали после. Сначала было только суматошное утро в маленьком городе, в котором даже мало кто знал о предстоящем визите польского президента.

Пугающие слухи, обсуждаемые в общественном транспорте, со ссылками на знакомых и родственников, живущих или работающих неподалеку от аэродрома, слухи, кажущиеся нереальными: в Смоленске упал самолет.

Носовая часть президентского самолета. Фото: АиФ-Смоленск / Николай Дементьев

«Только что в районе танка упал самолет. Подробности пока неизвестны...».

«Что-то произошло, говорят, при заходе на посадку и вроде не наш. Утверждать не буду. Пока слухи».

«Жена на авиационном работает, позвонила…», - около 11 часов такие записи стали появляться на интернет-форумах, еще до выхода новостей в СМИ.

«Сам лично слышал, как в абсолютном тумане самолет пару раз заходил на полосу, потом - бешеный рев двигателей и тишина», - написал один из пользователей Смоленского форума.

Многие жители близлежащих домов тоже слышали грохот. Кто-то, кто живет рядом, напротив, не слышал ничего до рева сирен «скорой» и пожарных машин: «Только что разговаривала с родителями. Живут на Еременко, прямо напротив аэродрома. Ничего не слышали. Ничего».

Цветы на автомобиле польских журналистов. Фото: АиФ-Смоленск / Николай Дементьев

Страницы интернет-форумов зафиксировали и записи о необычайном тумане: ранним утром его не было, а после 10 часов туман быстро и сильно сгустился.

«В моем районе примерно в 11 часов - пик тумана. Ухудшение видимости было резким, я сам удивился. Мы еще посмеялись по поводу тумана, а потом друг позвонил (он работает авиадиспетчером в другом регионе) и рассказал про упавший самолет президента Польши. Я же ничего не слышал, ни удара, ни взрыва. Я в это время находился на улице, убирал мусор на участке (в районе Лавочкина), зато обратил внимание на резкое возникновение тумана и такое же быстрое его исчезновение. Не каждый раз пилоты сталкиваются с таким явлением. В одиннадцать часов туман просел, а через час поднялся, причем прилично», - пишет Николай Сергеев.

Потом была путаница с числом пассажиров (то 132, то 87 человек), с названиями населенных пунктов в федеральных СМИ, водители заявляли о самолете, который едва не задел их при посадке, или пролетел прямо над гаражами. Какое-то время было неизвестно, был ли на борту президент Польши, была ли там его супруга.

Буквально через пару часов жители потрясенного страшной новостью города стали приносить к месту трагедии цветы, свечи, лампады. Букеты с траурными лентами и свечи застелили едва пробившуюся апрельскую траву у католического костела в центре Смоленска. Цветы появились и на капоте автомобиля польских журналистов, которым пришлось освещать не ту национальную трагедию, ради которой они приехали.

Последний полет президента

Окончательный отчет по результатам расследования катастрофы в Смоленске был опубликован Межгосударственным авиационным комитетом 12 января 2011 года. Согласно отчету, 10 апреля 2010 года в 10:41 по московскому времени «в процессе выполнения захода на взлетно‑посадочную полосу 26 аэродрома Смоленск «Северный» и снижения ниже установленной минимальной безопасной высоты (100 метров) в метеоусловиях хуже установленного минимума аэродрома, воздушного судна и командира, потерпел катастрофу самолет Ту‑154М бортовой номер 101 государственной авиации Республики Польша, выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Варшава – Смоленск «Северный».

Владимир Путин на месте катастрофы 10 апреля 2010 года. Фото: АиФ-Смоленск / Николай Дементьев

Согласно восстановленной в отчете хронологии событий, самолет Леха Качиньского вылетел из Варшавы в 9 часов 27 минут. Вылет задержали на 27 минут, а до этого перенесли – по первоначальному плану президентский борт должен был вылететь в 8.30.

В 10 часов 9 минут самолет снизился на 3900 метров с разрешения минских диспетчеров, в 10.14 Минск-контроль сообщил экипажу, что на аэродроме «Северный» в Смоленске – туман, видимость – 400 метров.

В 10 часов 22 минуты Ту-154 снизился на 3600 метров под руководством уже московских диспетчеров. В 10.23 борт перешел под контроль смоленских диспетчеров. Руководитель полетов аэродрома «Северный» сообщил экипажу, что «условий для приёма нет» из-за сильного тумана и ограниченной 400 метрами видимости.

В 10.25 самолет совершил первый, «пробный» заход на посадку. После этого экипаж президентского самолета вел переговоры с экипажем польского Як-40, приземлившегося на «Северном» этим же утром, в 9.15. Коллеги предупредили пилотов Ту-154 о сильном тумане и видимости 200 метров.

Носовая часть с шасси, которая, перевернувшись, столкнулась с землей. Фото: АиФ-Смоленск / Николай Дементьев

Первое столкновение, с верхушкой дерева на высоте около 11 метров от земли, произошло при снижении на посадочной прямой, на удалении около 1100 метров от торца взлетно-посадочной полосы 26.

Примерно в 245 метрах от места первого столкновения самолет столкнулся с березой, из-за чего разрушилось левое полукрыло. Это привело к «интенсивному кренению влево». Перевернувшись, самолет столкнулся с землей.

На борту Ту-154М погибли 96 человек: 4 члена летного экипажа, 3 бортпроводника, 88 пассажиров и 1 представитель службы безопасности. Ранее в истории авиации никогда не происходило крушений, в которых бы погибло такое количество членов правительства, военных, культурных и общественных деятелей одного государства.

Годы сомнений

Обломки самолета какое-то время хранились на аэродроме «Северный». Фото: АиФ-Смоленск / Николай Дементьев

За прошедшие годы история об авиакатастрофе в Смоленске неоднократно обрастала скандалами. Началось все с задержания смоленских солдат-«срочников», которых позже судили за хищение польских банковских карт с места крушения. Позже польские СМИ сообщили о том, что на обломках президентского самолета обнаружили следы взрывчатки. Информация оказалась «уткой». Немало шума наделало самоубийство польского бортинженера Ремигиуша Муся, главного свидетеля в деле о катастрофе, которого обнаружили повешенным в своем подвале.

За неделю до четвертой годовщины авиакатастрофы представители польской военной прокуратуры заявили о решении в очередной раз продлить сроки расследования в деле о крушении польского борта номер один. Теперь расследование продлится минимум до октября текущего года. Одна из причин задержки - ожидание результата некоторых экспертиз. Несмотря на это, за пару дней до годовщины на пресс-конференции в Польше была официально опровергнута версия о взрыве на борту правительственного Ту-154. Следователи пришли к выводу, что взрыва не было, а пассажиры на момент гибели были трезвыми.

В августе 2014 года районный суд Варшавы принял решение возобновить расследование дела о подготовке полета президентского самолета Ту-154М, разбившегося под Смоленском. А в октябре того же года новые разногласия у сторон вызвал вопрос установки памятника жертвам катастрофы: от Польши был получен проект памятника в Смоленске высотой 100 метров, что вызвало негативную реакцию в Минкультуры РФ. По словам Владимира Мединского, воплотить этот проект технически невозможно, к тому же, рядом с аэродромом просто не хватит места для подобного монумента. Полякам предложили ограничиться монументом высотой 40 метров, на что не согласились уже они. До сих о месте одной из самых громких катастроф в истории авиации напоминает лишь памятный камень со скромной табличкой - валун, который установили через пару часов после крушения. Кроме того, цветы по традиции возлагают к той самой березе, удар о котороую стал для самолета роковым.

Камень, который поначалу служил импровизированным монументом, спустя пят лет остается единстыенным памятникам жертвам авиакатастрофы. Фото: АиФ-Смоленск/ Николай Дементьев

Новый поворот в расследовании дела о смоленской авиакатастрофе произошел уже в марте 2015 года, за две недели до пятой годовщины трагедии. 27 марта главная военная прокуратура Польши предъявила обвинения в «неумышленном доведении» до катастрофы двоим авиадиспетчерам смоленского аэродрома «Северный». Мужчин будут допрашивать в качестве подозреваемых. 

А буквально накануне годовщины, 7 апреля 2015 года, польская сторона заявила, что в деле открылись новые детали - эксперты расшифровали ранее неизвестные фрагменты записей «черных ящиков». Выясниевшиеся подробности полета подтвердили версии, которые российские следователи высказывали еще в 2010 году: в момент авиакатастрофы главнокомандующий ВВС Польши находился в кабине самолета и оказывал давление на экипаж.  Польские эксперты предполагают, что генерал Анджей Бласик, находясь в кабине пилотов, произнес: «Это факт, мы должны это сделать, до конца». Чуть позже, на высоте 300 метров, главнокомандующий ВВС Польши добавил: «Поместишься. Смело». Примерно за 15 минут до крушения один из пилотов предлагает уйти на запасной аэродром и, обращаясь к третьему лицу, предлагает вернутся. Утром 10 апреля стало известно, что главная прокуратура Польши опубликовала полную стенограмму разговоров в кабине пилотов.

Таким образом, политика могла сыграть едва ли не решающую роль в катастрофе: из-за напряженных русско-польских отношений и разногласий в трактовке катынских расстрелов делегация, состоящая из первых лиц Польши, принципиально не желала садиться в Москве или Минске. И если трагедия, казалось бы, поначалу сплотила высокие чины двух государств, то через некоторое время лишь добавила поводов для взаимных претензий. 10 апреля 2015 года на траурные мероприятия на аэродроме «Северный» не прибыли ни первые лица Польши, ни России: 31 марта стало известно, что премьер-министр Польши Эва Копач отказался от визита в Смоленск, вместо него приехала министр культуры Польши Малгожата Омиляновская. «В нынешней политической ситуации визит премьер-министра Польши в Россию нежелателен», - пояснил директор кабинета премьер-министра Марцин Кервиньский. Российскую сторону представляет министр транспорта Максим Соколов.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах