Вдохновение под куполом. Смоленский иконописец живет в аварийном храме

Ника рисует иконы на импровизированном втором этаже десятиметровой комнаты, где она живет с мужем и ребенком. © / Михаил Ефимкин. / АиФ-Смоленск

Смоленский иконописец Ника Самуйлова рисует лики святых под куполом полуразрушенной церкви XVIII века.  Но храм – это не только ее рабочий кабинет, это еще и ее дом.  В церкви уже 30 лет живут люди. Хотя по документам этого «общежития» просто не существует.

   
   

Недавно на сложное положение Ники и ее 17 «соседей» обратил внимание губернатор Смоленской области Алексей Островский, который посетил церковь и пообещал наладить быт ее жильцов.

Корреспондент «АиФ-Смоленск» встретился с Никой Самуйловой и поговорил про призвание к иконописи, о современных иконописных канонах, а также о том, как живется в здании церкви, про которую давно забыли коммунальщики. 

Призвание - иконописец

Михаил Ефимкин. smol.aif.ru: Ника, как человек начинает заниматься иконописью,

Ника Самуйлова: Очень просто, идет учиться на иконописца. Конечно, если тебе дано стать им. Не все доходят до конца четвертого курса, некоторые уходят, некоторых выгоняют, разные случаи. Чтобы получить такую специальность, нужно идти в духовное училище или в лавру.

- Много людей в Смоленске учатся на иконописцев?

- На моем курсе было 4 человека, но не все дошли до пятого. Учеба у нас бесплатная, но на пятом курсе нужно отрабатывать, писать иконы для того храма, в который тебя определят.  

30 лет в Спасской церкив располагается общежитие. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

- Какие требования предъявляются к обучающимся?

- Студент должен быть православным христианином, должен хотеть учиться и быть готовым отдать всю жизнь своей работе. Некоторые думают, что учатся для приобретения своеобразного хобби, но для меня – это самая настоящая профессия. Я больше ничем не занимаюсь. Если не будет иконописи, я не представляю себя ни в какой другой сфере деятельности.

   
   

Каноны для художника

- Чем должен руководствоваться иконописец в работе?

Иконопись – это копирование хороших качественных образов, сейчас мы опираемся преимущественно на традиции питерской школы. У них нам нравятся правильные черты тела, в смысле, что нет огромных  голов или маленьких тел, как раньше писали, например, в манере северного письма. Или, наоборот, очень длинные тела и маленькие головы. Мы пишем и стараемся соблюдать все пропорции, чтобы человек был более реальным.

К сожалению, даже сейчас иконописцы часто копируют древние и не совсем качественные образы, поэтому фигуры получаются несоответствие пропорциям. Хорошие пособия по иконописи выпускает православный Свято-Тихвинский гуманитарный университет.

Сейчас я работаю над списком иконы, это Андрей Рублев, приблизительно XV век. Работа дается непросто, многие детали утрачены, приходится брать форму рисунка из других источников, от иконописцев со стажем.

Специально для выполнения этого заказа я ездила в Санкт-Петербург, там есть замечательный храм, где мне разрешили сфотографировать икону, благодаря которой мне удалось восстановить недостающие детали для работы.

Необходимо ориентироваться только на лучшие образцы, чтобы люди могли молиться на икону. Иногда, когда я замечаю, что та или иная икона написана мало знающим в иконописи человеком, я просто не могу молиться на такие образы. В нашем деле не всегда стоит копировать все старое, можно и новую икону хорошо написать.

Ника выбрала работу по зову сердца. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

- Работы хватает?

- На данный момент загружена до марта, если обращаются и просят написать икону в определённые сроки, то приходится просто отказывать. Вот одна доска лежит, еще две в другой комнате, плюс другие заказы. Кроме того, сейчас у нас появились рабочие, которые пытаются хоть как—то залатать здание церкви к зиме, приходится с ними общаться, показывать, много времени уходит на домашние дела, работать без остановки не получается, а в иконописи спешка всегда заметна.

 - Вы пишете иконы только для Смоленска?

Много писала для ярцевских храмов, есть заказы из Москвы, одна икона Смоленской Богоматери Одигитрии улетела в Америку. Я работаю с еще одной девочкой, которая помогает мне заказывать доски, краски, она почти мой работодатель. Раньше мы снимали квартиру под мастерскую, но теперь стало дорого, разъехались по домам.

Можно, конечно, уйти в мастерскую, но заработки там небольшие, а условия строгие, у нас обоих малолетние дети, так что нам так удобнее.

Как написать икону?

- Какие материалы требуются для изготовления иконы?

- Прежде всего берется липовая доска, которая шлифуется до состояния зеркального блеска, особенно в тех местах, где она будет покрыта сусальным золотом. Подготовка доски занимает около двух недель. Сначала доска проклеивается желатином, потом на нее наклеивается паволока, марлевидная ткань, для лучшего сцепления грунта с поверхностью доски. Она замачивается в горячем клее. Потом в течение 10 дней по два слоя кладется левкас, грунт для иконописцев. Всего около 20 тонких слоев. Потом все шлифуется наждачкой и только после этого наносится образ. В работе используются только натуральные краски и настоящее сусальное золото. После завершения иконы, она покрывается натуральной олифой для сохранности красочного слоя. Иногда доску дополнительно покрывают специальным составом, предохраняющим ее от различных жучков.

- Нужно ли получать благословение на написание икон?

- По окончании училища на работу меня благословил лично митрополит Кирилл, нынешний патриарх Московский и всея Руси. Для меня это благословение самое важное. Однако, каждый раз перед новым заказом я получаю благословение у батюшки.

- Реставраторы говорят, у икон особая энергетика. Ощущаете ли вы что-то подобное?

- Первый раз слышу такое слово «энергетика». Иконы пишутся для всех одинаково: обязательно с молитвой, иконописец должен не только молится в процессе написания, но и вести соответствующую благочестивую жизнь, постоянно причащаться, исповедоваться, ходить в храм. Иконы проявляют свои чудеса, например, мироточат, не тогда, когда их пишет какой-то выдающийся человек, большой молитвенник, а когда им усердно молятся люди.

- Сколько иконописцев в Смоленске?

- Кроме меня и моей напарницы, я знаю еще одну девушку с нашего курса, есть мастерские в Вознесенском храме, но там осталось всего пару человек, еще одна иконописная мастерская - в духовном училище.

Старая церковь - памятник архитектуры. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

- Насколько затратно написание одной иконы?

- Мы сразу предупреждаем людей, что это не дешевый процесс. Только одна липовая доска стоит около пяти тысяч, плюс сусальное золото (5300 рублей за 30 листов), плюс натуральные краски, инструменты, левкас, паволока и другие расходные материалы. Конечно, всегда можно пойти и купить наклеенную икону за тысячу рублей, но только  настоящая икона прослужит не одно столетие.  

Приют реставраторов

- Как в Спасской церкви поселились люди?

- Когда в 1978 году началась подготовка к московской Олимпиаде, сюда заселили работников из «Смоленск реставрации», была такая организация. Заселили, как это водится, временно, а получилось на три десятилетия. Два человека тогда встали на очередь по жилью, до сих пор ждут. Я здесь появилась, потому что здесь родился мой муж, его родители здесь жили.  

- Было ли у вас внутреннее противоречие от жизни в храме?

- Нет, потому что я жила рядом в Георгиевском храме на улице Жукова, там располагается общежитие для студентов духовного училища. Единственное отличие состоит в том, что там есть церковь, где можно помолиться. Некоторые обитатели Спасской церкви говорят, что никогда не смогли бы жить в алтаре, а у нас одна женщина там живет и ничего. Всего здесь на первом и втором этажах обитают 18 человек, на третьем этаже – всего одна семья. 

- Претендовала ли епархия на это здание?

- Претендовала, но на расселение денег нет. Получается, что пока губернатор Алексей Островский (первый из глав региона, кто обратил внимание на проблемы жителей Спасской церкви) не позаботился о том, чтобы церковь перешла в муниципальное имущество, это был просто памятник архитектуры, где по документам и людей-то не было.

Древний храм находится в ужасном состоянии. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

Храм и ЖКХ

- Платите ли вы за коммуналку?

- До 2007 года, пока не обанкротилась «Смоленск реставрация», платежки приходили платежки. Потом на два года не стало воды, приходилось ходить на колонку, а у меня как раз родился ребенок. ЖЭУ у нас не было и нет, поэтому ремонт сделали своими силами.

В прошлом году со «СмолЭнерго» заключили контракт на оплату электричества, но в течение года они от нас отказались. На данный момент с каждым из жильцов напрямую заключен контракт на оплату отопления, хотя никакого текущего обслуживания системы нам не проводили.

- Что обещают после перевода в муниципальную собственность?

- Как сказал губернатор, если через год войдет в силу кадастровый паспорт, который оформили на церковь, то мы должны попасть под действие программы по переселению людей из ветхого и аварийного жилья.

Справка АиФ

Ника Самуйлова родилась 11 апреля 1984 года в городе Ярцево Смоленской области. Окончила Смоленское межъепархиальное духовное училище по классу иконописи, работает по специальности. С 2003 года живет в Спасской церкви.

Спасская церковь располагается в Смоленске на улице Реввоенсовета. Построена в 1768 году. Богослужения проводились до революции. Во время Великой Отечественной войны храм частично разрушен. Храм восстановлен в 1946-1948 годах. В 1978 году отдан под общежитие для сотрудников «Смоленск Реставрации». 

Фотогалерея: Спасская церковь в Смоленске