Рыцарь-полицейский. Смолянин кует мечи и мечтает о средневековых кораблях

Максим Степанов, эксперт-криминалист ЭКЦ УМВД России по Смоленской области, капитан полиции и по совместительству рыцарь. На протяжении последних 16 лет Максим с увлечением занимается исторической реконструкцией периода европейского Ренессанса.

   
   

Рыцарь экспертного стола

Максим Степанов рассказывает, историческая реконструкция – это не только костюмированные сражения, но и воспроизведение материальной культуры и быта выбранного исторического периода. Это и изготовление средств защиты, и вооружения, отработка навыков и тактики боя, проникновение в воинскую культуру высокого Средневековья и позднего Ренессанса. Причиной такого увлечения эксперта-криминалиста стали прочитанные в детстве книги и просмотренные исторические фильмы.

«Будучи студентом Саратовской государственной академии права, я попал в клуб, занимающийся средневековьем, - вспоминает Максим. - Как и любого молодого человека, меня, в первую очередь, интересовали навыки обращения с оружием, но оказалось, что помимо размахивания мечом необходимо знать, как изготавливались доспехи и средства поражения противника, где жили средневековые солдаты, что ели, чем занимались в быту. В общем, «снежный ком», чем больше узнаешь, тем больше еще узнать предстоит. Постепенно это занятие так меня захватило, что я устроился параллельно с учебой на работу в кузницу художественной ковки, где и приобрел первичные навыки обращения с металлом. По возвращению из Саратова на родную смоленскую землю я стал руководителем исторического клуба, а на данный момент - уже объединения клубов из разных регионов».

Рыцарь Максим даже работу выбрал благодаря своему увлечению. Фото: из личного архива Максима Степанова

Почему именно ренессанс? Максим говорит, что ответ частично кроется в самом названии эпохи. Ведь это - период возрождения и подъема не только воинского искусства и связанных с ним сфер деятельности человека, но и уровня быта, технологий производства. Именно в это время были созданы наиболее совершенные образцы доспехов и вооружения. Поэтому лично для Максима это - постоянный источник творческого роста, возможность повышения планки мастерства реконструктора.

«Реконструкция – это воспроизведение, по возможности, средневекового быта в целом, - продолжает Максим. - Наш клуб занимается и походами в амуниции, организацией светских мероприятий для реконструкторов. В общем, было бы желание, сфера деятельности найдется, хотя основным для нас все-таки является участие в реконструкциях средневековых сражений и полноконтактных турниров по историческим правилам.  

На работе доспехи приходится менять на форму. Фото: из личного архива Максима Степанова

Диплом по оружию

«Диплом в институте я писал по холодному оружию, -  рассказывает Максим. - Руководителем клуба, в котором я занимался в Саратове, был сотрудник органов внутренних дел, научный работник, эксперт-криминалист, я по его стопам и пошел, только не в научную сферу, а в практическую. Времени свободного, конечно, мало, но если у человека есть желание, то время он найдет».

   
   
Максим и его товарищи даже в походы ходят в полном рыцарском облачении. Фото: из личного архива Максима Степанова

В экспертно-криминалистическом центре МВД России по Смоленской области Максим Степанов работает уже 8 лет. В его служебные обязанности входит производство экспертиз и исследований объектов, изъятых в ходе осмотров мест происшествий, а на дежурных сутках Максим входит в состав следственно-оперативной группы в качестве специалиста-криминалиста.

Один из своих первых выездов на тяжкое преступление Максим запомнил надолго. Это было убийство. Между двумя мужчинами произошла ссора на почве ревности. Мужчина заподозрил свою знакомую в измене с другим мужчиной. В результате он зверски его убил.

В работе криминалиста Максиму даже помогают рыцарские навыки. Фото: из личного архива Максима Степанова

«До сих пор в глазах картина - лежащее на кровати тело, все в ранах и крови… Никогда не забуду, как на убийстве все теоретические знания, вычитанные в книгах, моментально выветрились из головы. Было страшно показать себя незнающим и некомпетентным, в итоге собрался, справился, конечно, но ощущения незабываемые остались», - вспоминает Максим.

Подобынй доспех весит около 25 килограммов. Фото: из личного архива Максима Степанова

Во время дежурных смен наш рыцарь выезжает на места преступлений с целью обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, а в рабочие дни эти вещественные доказательства исследует.   Навыки и знания, приобретенные за годы занятий реконструкцией, говорит Максим, помогают в работе. В основном это знания об оружии и всевозможных инструментах. Следы на металле везде схожи, будь то поверхность доспеха или след от углошлифовальной машины на вскрытом замке.

Шлем – всему голова

За достаточно длительный период занятий реконструкцией Максим Степанов принял участие в огромном числе мероприятий. В последнее время ездил на фестивали формата так называемой живой истории, на международные фестивали Fade arm в парке «Киевская Русь», «Времена и эпохи» в Москве, «Русская крепость» и «Выборгский гром» в Ленинградской области и многие другие.

За 16 лет реконструкции Максим перемерил многие вещи. Держал в руках большое количество подлинных доспехов, и даже пробовал их примерить, вот только ни один не подошел: маловаты оказались.

Увлечение Максима стало причиной выбора профессии. Сейчас увлечение Максима переживает важный этап – криминалист-рыцарь обновляет собственный комплект доспехов.

За 16 лет "рыцарства" Максим посетил множество исторических фестивалей. Фото: из личного архива Максима Степанова

«Мы перешли на период реконструкции конца XV века. Сложный технический комплект, много времени требует на изготовление, где-то еще год нужен для завершения. Доспех весит 25 килограмм! На один только шлем в среднем уходит месяц. Важно, чтобы на выходе получались вещи функциональные, ведь они делаются не ради красоты, а для защиты», - объясняет Максим.

В ближайших планах Максима – участие в серии турниров на двуручных мечах, булавах и кинжалах Panzerkampf в Туле. К слову, останавливаться на доспехах Степанов не собирается: в глобальных планах - строить средневековые корабли, малые суда, и путешествовать на них.