«Брак – добровольное мученичество». Священник о разводах и «развенчании»

В народе говорят: кто на Красную Горку женится - тот во век не разженится. Те, кто верит в приметы и надеется на «высокое» покровительство, стремятся зарегистрировать свой брак именно на следующей неделе после Пасхи.

   
   

Кто-то после церемонии в ЗАГСе отправляется в церковь, чтобы получить божье благословление. О том, обязательно ли венчаться, в каких случаях допустимо повторное венчание, как относится церковь к детям, родившимся в так называемых гражданских браках, и почему не одобряет добрачные отношения, SMOL.AIF.RU рассказывает отец Георгий (Свитцов), настоятель храма Иоанна Лествичника, руководитель миссионерского отдела Смоленской епархии.

«Венчание в угоду моде не имеет смысла»

Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Отец Георгий, итак, венчание – ритуал обязательный или желательный?

Отец Георгий: Для христианина – обязательный. Но если люди венчаются лишь в угоду каким-то традициям, а может, и моде, таинство не имеет смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей неверующих. Благодать Божья дается исключительно по вере. Господь об этом прямо сказал: «Кто верует и крестится, тот спасен будет». Придя на официальную светскую брачную церемонию, человек тем самым говорит окружающим – это - мой муж (моя жена) и я за него (нее) отвечаю пред обществом и законом. При венчании человек как бы обращается к богу: «Господи, вот моя жена, а ее привел к тебе, чтобы получить благословение на наш брак».

Многие ошибочно полагают, что венчание может уберечь пару от будущих проблем в семейной жизни. Это, конечно, не так. Если супруги не хотят жить по заповедям Божьим, то ничто не поможет.

- Согласно православному вероучению, изначально Господь указал на одну единственную причину, которая может стать поводом для расторжения церковного брака – прелюбодеяние. Однако в 1918 году Русской Православной Церковью были перечислены уже несколько мотивов для церковного разрешения для повторного вступления в брак, среди которых - отвлечение одного из супругов от православной веры, некоторые заболевания, осуждение. Этот список был пересмотрен и 15 лет назад дополнен новыми пунктами. Почему это стало возможным?

   
   
По словам отца Георгия, в ЗАГСе молодожены заявляют о своих намерениях перед обществом, а на венчании - перед Богом.  Фото: https://gov.cap.ru/

- Да, раньше было меньше официальных мотивов для повторного вступления в брак. Но и жизнь была другая. И то, как относится Церковь к повторному браку сейчас, – очень большое снисхождение к немощи человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходят к сознательной вере, к церковной жизни, совершив немало ошибок, в том числе и в семейной жизни. Люди оторваны не только от духовных корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций.  Вспомните деревенскую общину. Детей в семье было столько, сколько давал Бог. Никто и ничто не препятствовало этому. Контрацепции как таковой не существовало, а аборт считался вообще форсмажорной ситуацией. В семейных отношениях все было гораздо чище.

Времена изменились. Появились ситуации и болезни, о которых раньше просто не знали. И церковь идет навстречу человеку. Сегодня, в частности, одним из основания для повторного венчания является нежелания бывшего супруга (супруги) иметь детей. Все правильно. Такой брак не является истинно христианским. Также в числе оснований – серьезная болезнь супруга. Однако нужно понимать, что согласно христианским канонам, все же, если кто-то из супругов заболел, оба должны нести этот крест вместе до конца. А не бежать за разводом.

Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо указывать истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое прошение и выносит свое суждение - можно повторно венчаться или нет.

- А суд может не разрешить повторное венчание?

- Может, и тогда повторно венчаться нельзя. Это большой грех - идти наперекор запрету. Но, поймите, контроля за людьми нет. Ведь кто-то может придти в церковь и утаить о прошлом. Но человек все равно будет отвечать за свои поступки перед Богом. И в случае повторного венчания наперекор разрешения Церковного суда истинного благословления он не получит.

Сегодня РПЦ допускает повторный брак. Фото: www.russianlook.com

«Не сошлись характерами» - не аргумент

- Сколько раз можно развенчиваться?

- Нет такого понятия – развенчание, есть чин второбрачия. Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз - большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов, в современном же чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

- А третий церковный брак возможен?

- Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»).

- Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда супруги, как сейчас часто говорят, «не сошлись характерами»?  

- Конечно, нет. Чтобы по-настоящему строить семью, нужно идти навстречу друг другу, и подчас убивать собственные желания. Вырастить любовь можно только через преодоления, испытания. «Не сошлись характерами» означает, что супруги не захотели идти навстречу друг другу. Церковь говорит: брак – это великий подвиг, более того – добровольное мученичество.

По мнению священника, в браке люди должны идти на жертвы ради друг друга. Фото: Shutterstock.com/ gpointstudio

Но, как правило, «развенчаться» или разводиться приходят, когда брака и семьи как таковой уже нет. И священник вынужден признать это как факт. Запретить людям разводиться и в ультимативной форме сказать – вернись к ней (или к нему), тоже неправильно – насильно мил не будешь. Проблему стоит обсудить со священником, чтобы попытаться исправить ситуацию, призвать человека к раскаянию, и не повторению своих ошибок, тем самым заставить его задуматься.

- Может, следует запретить венчаться в слишком юном возрасте?

- Дело не в возрасте и не в стаже супружеской жизни. Бывает, что в 60 лет люди остаются детьми по отношению к жизни. А бывает, в 18 мудры и нацелены на то, чтобы до конца быть вместе. Единственное, к чему церковь призывает – не венчать случайных людей, а только тех, кого священники знают исключительно как добропорядочных христиан. Ведь многие люди по крещению, формально - христиане, а на самом деле – нет.

«Настоящая любовь не прекращается»

- Отец Георгий, как церковь и лично Вы относитесь к так называемым «гражданским» бракам, которых сегодня становится все больше?

- Отрицательно. Такой союз - это безответственные отношения между людьми. На юридическом языке он называется сожительством. «Гражданский брак» - выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе.

Люди говорят «Зачем жениться официально? Штамп в паспорте ничего не значит». Но в этом же утверждении есть и скрытый смысл – а если так, в чем проблема его поставить? Следовательно, существует какое-то препятствие. И получается, люди не готовы брать друг за друга определенную ответственность. Церковь однозначно трактует такое сожительство как блуд. Это считается грехом, за который согрешившие будут нести наказание. Однако детей, родившихся в таких союзах, крестят, и у Церкви к ним такое же отношение, как и к тем, кто родился в законном браке. Господь детей за родителей не карает.

- Все больше молодых людей начинают «пробовать» жить вместе до вступления в брак. Это допустимо?

- Жениху и невесте время ухаживания даётся для того, чтобы они вместе прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. И могли получше разглядели друг друга не как половые партнёры, а с чистой, дружеской, человеческой стороны - увидели в человеке напротив прежде всего личность, друга, будущего супруга, а не сексуальный объект. Дабы потом, уже после создания семьи, их не постигло разочарование и осознание того, что это была не любовь, а сильнейшее сексуальное влечение, которое, как известно, очень быстро проходит.

- Но ведь бывает, что и любовь проходит?

- У апостола Павла сказано: настоящая любовь никогда не прекращается. То есть, если слова любви говорились не одному человеку, значит, что кому-то и когда-то ты врал. Любовь, по апостолу Павлу, должна быть всегда. Если люди говорят, любовь прошла, означает только одно – они по-настоящему никогда не любили.