Многие помнят из детства советский фильм «Зимний вечер в Гаграх», в основу которого лег танец под названием «степ». Ритм, который танцоры отбивали своими башмаками, тогда пленил внимание миллионов. А сколько тогда у этого танца появилось последователей... О том, как степ появился в Смоленске и чем он живет сейчас, корреспонденту «АиФ» рассказал степист Павел Зуйков, человек, который был одним из первых танцоров в этом жанре в нашем городе.
- Признаться, я знаю, что такое степ, без лишних подробностей. Расскажите об этом танце и о том, как вы к нему пришли.
- Степ, если называть его правильно, по-английски, - это Tap Dance. Этот танец имеет свои совершенно разные направления, стили, жанры. Стили степа зачастую появляются от известных звезд этого жанра, которые привносят в танец что-то свое. Многие знают ирландский степ, хотя те же самые американские степисты говорят, что это даже не степ. Первооснова степа - это, конечно же, ритмичный танец, ритм здесь стоит на первом месте. Степом я сам увлекся в 1996 году. В то время учился в колледже культуры, где начал преподавать степ Анатолий Полозенко, заслуженный артист России, в свое время он был главным балетмейстером ансамбля МВД.
Степ - редкий жанр, а на то время и вовсе им занимались лишь единицы. Когда мы поставили свой первый полноценный номер, поехали с ним на московский степ-парад. Мы танцевали под песню Валерия Сюткина «Поздний час, половина первого», песня была очень популярна по всей стране, хит того времени. На этом степ-параде в театре «Московская оперетта» мы заняли тогда первое место. Потом я уехал в Питер, там занимался в театре степа у знаменитой Нины Винниченко (она снималась во многих музыкальных фильмах). Затем была поездка в Иваново, тоже на степ-парад, который организовывал Владимир Кирсанов, тот самый балетмейстер, что ставил знаменитый фильм «Зимний вечер в Гаграх». Там я занял первое место и поехал на гала-концерт в Москву, который проходил в театре сатиры. Председателем жюри, кстати, там был Николай Караченцов. Сейчас я сам преподаю. У меня на сегодняшний день две группы, студия «Бродвей» в СмолГУ и еще одна в «Губернском», и молодежный шоу-театр «Апельсин ZU». Но я ребят не разделяю, многие из студии «Бродвей» приходят и занимаются здесь тоже.
- Получается, в степе заложено сразу две основы, ритм и визуальный ряд. Чему вы сами в большей степени отдаете предпочтение?
- Если опять-таки брать тех же самых американцев, то они в степе большее значение придают самому ритму, процентов 80, грубо говоря. Визуальный ряд для них - это лишь процентов 20. Им музыка практически не нужна. Совсем недавно я был на семинаре и концерте Сэвиона Гловера в Москве, того самого, что танцевал в клипе Kenny G - «Havana». В концерте принимали участие трое степистов, которые выступали на специальных площадках и постоянно держали ритм. Там действительно музыка была бы лишней. А есть так называемый бродвейский степ, где предпочтение все-таки отдается визуальному ряду - несложный степ, но все сделано красиво. Это как музыка: есть поп-музыка, а есть джаз, который ближе к авангарду. Так же и в степе. Что ближе для меня? Если мы ставим номер для зрителей, конечно, тоже больше склоняемся к визуальной части номера, чтобы не перегружать его для восприятия. А для души во время занятий занимаемся импровизацией, рассматриваем разные ритмы.
Долгожданная встреча
- Ну а про семинар, на который вы ездили к Сэвиону Гловеру, расскажете? Что интересного для себя открыли?
- Я вообще очень люблю подобные мероприятия, встречи с выдающимися людьми, все это меня вдохновляет. Сэвион Гловер как раз один из таких танцоров. Кстати, многие, кто думает, что слышит об этом танцоре впервые, на самом деле его хорошо знают. Помните мультфильм «Делай ноги», где пингвин занимался степом? Так вот движения этого пингвина, танцы - все это Сэвион Гловер.
Сначала создатели мультфильма снимали его движения при помощи специальных датчиков, а затем перенесли с помощью техники в мир мультфильма. Я еще когда этого не знал, только увидел ролик рекламный, сразу сказал: это Сэвион Гловер... Семинар - очень понравился. Гловер очень жизнерадостный человек, если можно так сказать, приколист. Как только он вошел в зал, сразу сказал: мол, сейчас я над вами буду издеваться. И выглядит, как ни странно, моложе, чем в клипе Kenny G, который снимался 15 лет назад. Он в очень хорошей форме. Потом пошел на его концерт, сидел в первом ряду. Это было восхитительно. Кстати, с этим человеком я хотел встретиться еще 12 лет назад, когда он впервые приезжал в Россию, но тогда меня не отпустили из театра, где я работал.
Не так давно ездил еще на один очень хороший семинар - Роберта Макки. Это один из голливудских гуру, сценарист и консультант. Очень харизматичный человек, действительно гуру.
Смоленск - город степа
- Давайте вернемся к степу. Много ли людей занимаются этим танцем в Смоленске?
- В плане степа Смоленск действительно продвинутый город, здесь многие занимаются. Есть большие города-миллионники, где нет ни одного степиста. Это на самом деле так. А у нас нет, наверное, ни одного серьезного танцевального коллектива, где не был бы поставлен номер с использованием степа. Все танцуют степ. Когда я начинал заниматься, в Смоленске было всего три степиста. С того времени изменилось многое, появилось очень много информации, появился Интернет. Да и степ стал продвигаться, очень большие масштабные шоу делаются, это уже отдельная культура со своими направлениями и жанрами.
- Наверное, вы, как человек, живущий танцем, уже заметили, что в последние годы среди смоленской молодежи появилось повальное увлечение уличными танцами, прямо в центре города проводятся своеобразные джемы. Как вы относитесь к этому явлению?
- Вполне возможно, что это повальное увлечение можно объяснить волной молодежных голливудских фильмов с уличными танцами. На их фоне появилась целая мода, которую мы сейчас видим. Я, признаться, недолюбливаю это направление. Да, там есть интересные движения, интересные элементы какие-то, но нужно признать, что все это заимствовано из других направлений. У них ведь и сами танцы называются батлами, что в переводе на русский означает «драка» или «битва». Это, как правило, грязная хореография, зачастую на грани чего-то нецензурного. У нас в степе такие спарринги носят название «сэйшен», что переводится как праздник. Разница в отношении к танцу ощутима даже в словах. Поэтому мне это и не очень нравится.
Смесь Бродвея и Диснея
- Ну а вот, предположим, не было бы степа, чем бы вы занимались?
- Я люблю все, что связано с развлечениями. Для меня степ очень напоминает футбол, которым я занимался в детстве, здесь тоже главное - ноги. По профессии-то я актер, заканчивал Смоленский колледж культуры, затем питерскую театральную академию. Я вообще много чем занимаюсь, главное, чтобы было весело. Наверное, артистами все-таки не становятся, артистами рождаются. В детстве я хорошо лепил, рисовал. В детский сад не ходил. Мой папа был директором кинотеатра, где я пропадал днями. Поэтому уйти в творчество не было для меня чем-то удивительным. Заниматься чем-то другим мне было бы просто неинтересно. Вот хотя бы мой молодежный театр «Апельсин ZU» - мы создаем праздник для себя и окружающих людей. Всех ростовых кукол я делаю сам, покупных у нас нет. Сейчас мы ставим свой большой детский новогодний спектакль. Детям степ очень нравится, они сразу начинают топать. Поэтому мы делаем своеобразный синтез из мира кукол, танцев и того же степа, все смешиваем. Получается своеобразный синтез Бродвея и Диснейлэнда, как я это называю.
Смотрите также:
- «По факту женщин я бил!».Марат Башаров об экстрасенсах, Киркорове и сожалениях →
- Разрушители мифов. Начитанные металлисты Sabbath Inside очаровали Смоленск →
- Рок вне политики. Scream Inc. из Киева о музыке и копировании Metallica →