Смоленский водолаз: о своей первой находке и ударе в глаз от утопающего

Фото: Ольга Ефремова.

5 мая в России отмечается День водолаза, и в преддверии этого праздника «АиФ-Смоленск» поговорил с одним из самых опытных водолазов региона. Андрей Анатольевич Фомичев рассказал нам о «прилипнувшем» акваланге и о том, почему женщин не берут в водолазы.

   
   

«Я весил чуть больше, чем акваланг»

- Андрей Анатольевич, как вы стали водолазом? Свое первое погружение помните?

- В 14 лет я впервые надел акваланг. Сейчас мне 52, снять его никак не могу. Первый раз мы ныряли в бассейне. Акваланг был тяжелый - 23 с половиной килограмма, я весил чуть больше. В 1979 году мне было 18 лет, и я собирался идти в армию. С моими навыками мне практически была гарантирована служба на флоте - на сборном пункте я уже познакомился с мичманом.

Однако судьба распорядилась иначе: моя мама, инвалид по зрению, пришла в военкомат и сказала, что если сына заберут - она останется совсем одна и помочь ей будет некому. Так что вместо флота я попал на спасательную станцию.

- Помните свою первую находку?

- Такое не забыть - это было тело девятилетнего мальчика. Мы дежурили на своей станции, когда поступил сигнал с одного из водоемов Смоленска - родители не уследили за ребенком, отпустили купаться и не заметили, как он пропал. Вероятность того, что мальчик выжил, была очень мала. Но в нашем деле нельзя давать волю эмоциям - слишком много нюансов нужно держать в голове. Помню, вода была очень мутная (а она вообще очень мутная в наших водоемах), но я нашел тело на дне. Поднял его - у матери истерика, у отца тоже. Было очень неприятно, что оба родителя были нетрезвые. К слову, большинство трагедий на воде - из-за алкоголя.

Спас? Получи в глаз!

- А были ли, наоборот, смешные случаи?

   
   

- Сколько угодно! За годы работы я вытащил из воды не один десяток человек. И были случаи, после которых мне приходилось отсиживаться дома - чтобы вернуть приличный вид. Первая история произошла так. Во время дежурства я заметил, что пожилой мужчина, нетрезвый, начинает тонуть. Я прыгаю в воду прямо в одежде, плыву к нему, он начинает сопротивляться, не понимая, что происходит.

По инструкции паникующего утопающего нужно ударить, что я и сделал. Вытащил его на берег, подбежали ребята, фельдшер, привели его в чувства. И тут он как даст мне в глаз! Ведь последнее, что он запомнил - удар в лоб. Синяк у меня под глазом был солидный, и начальник приказал сидеть дома, пока не пройдет.

Второй случай, на мой взгляд, еще смешнее. На Днепре я заметил купавшуюся девушку, тоже, кстати, нетрезвую, которую стало затягивать в водоворот, ко дну. С напарником мы быстро добрались до нее на катере, я нырнул и вытащил ее, уже без сознания. Нужно было откачать воду, сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Опять же по инструкции нужно освободить от одежды грудь пострадавшего. Я снял верх купальника, оказал помощь, девушка пришла в себя и с воплем «Насильник!» вцепилась мне в лицо всем своим маникюром! Пришлось снова отсидеться дома. Но надо сказать, что не всегда так спасенные реагируют - чаще все-таки благодарят.

Не женское это дело

- Андрей Анатольевич, а бывают женщины-водолазы?

- Нет, и на то есть ряд причин. Эта работа не просто сложная - она вредная, опасная. Такие нагрузки, которые испытывает водолаз, давление воды, огромный вес костюма и другие факторы негативно влияют, в первую очередь, на репродуктивную систему женщины. Поэтому даже сли к нам на подготовку придет женщина, ее не примут. У нас ведь и мужчин принимают далеко не всех: при начальной зарплате в четыре тысячи рублей ты должен быть абсолютно здоров и готов пойти на риск, если нужно. В зависимости от возраста устанавливаются еще и ограничения по глубине погружения. Вообще, чтобы подготовить квалифицированного водолаза, нужно не менее пяти лет серьезной подготовки. Ведь водолаз - это и спасатель, и сапер, и подводный сварщик, иногда даже плотник, ремонтник! Осваивая эту профессию, вы получаете пять в придачу, а еще - таких друзей, которых больше нигде не найдете.

Досье

Андрей Анатольевич Фомичев родился 22 января 1961 года. Коренной смолянин в десятом поколении - все известные предки родились и выросли в Смоленске. Сейчас Андрей Анатольевич - заместитель начальника аварийно-спасательного отряда областного пожарно-спасательного центра, один из самых опытных водолазов на Смоленщине. Награжден медалью «За спасение погибавших». Женат, отец троих детей: старшей дочери 32 года, сыну 25 лет, младшей дочке - три года.

Смотрите также: