Об Ольге Куликовой можно сказать, что она хорошо известна в узких кругах. В эти «круги» входят искусствоведы, сотрудники музеев, ценители старины. Результаты ее труда находятся в музеях и храмах смоленских и не только, множество отреставрированных ею картин и икон - в частных коллекциях. Именно Ольга Викторовна в 2009-11 годах была ведущим реставратором во время восстановления иконостаса Смоленского Успенского кафедрального собора.
Путь к мастерству
Ольга Куликова: - Так сложилась судьба, что Смоленск - это моя вторая родина. Мои родители привезли меня сюда, когда мне было шесть лет. В Смоленске я окончила и общеобразовательную, и художественную школу, и художественно-графический факультет Смоленского педагогического института.
О.Е.: - Откуда впервые появился интерес к реставрации?
О.К.: - Корни моей профессии уходят как раз во Владимирскую область. Меня отвозили туда на лето к бабушке. В ее чудесном деревянном доме был домашний иконостас, который очень привлекал меня. Вообще, там была особая атмосфера: старинные дома, не разрушенные войной, люди верующие, почитающие церковные праздники, добрые, со своим чаепитием у самовара. Там и сейчас та же самая культура осталась, и все это так уютно, близко, тепло… и так дорого мне.
Читайте также: | |
---|---|
В Смоленск привезли мощи Святого Луки |
Тайна профессии
О.Е.: - Реставрация – очень сложная и ответственная профессия. Как вы ей овладевали?
О.К.: - После школы я попробовала поступить в московское Художественное училище памяти 1905 года, где готовили реставраторов, но не прошла по конкурсу – туда вместе со мной поступали взрослые художники. Пришлось выбрать наш смоленский худграф, там, конечно же, ни иконописи, ни реставрации не учили. А ведь раньше с педагогическим дипломом устроиться работать не по специальности было не так-то просто.
Я расстраивалась, думала, что мне прямая дорога в школу. Но потом случайно вышла на музей, а там, оказывается, нужны реставраторы. Единственное, что вакансия по реставрации икон была занята, но нужен был реставратор масляной живописи. Вот здесь то и началась настоящая учеба. Это стажировки, командировки, совершенно другое образование, допуски к работе – стать реставратором непросто.
О.Е.: - Неужели никогда не хотелось самой заниматься творчеством, писать иконы или картины?
О.К.: - Я это умею, так как у меня художественное образование, но не стремлюсь этим заниматься. Потому что реставрация - это то, что меня полностью захватывает. Приступая к работе, необходимо исследовать живописное произведение, для того чтобы верно определить программу реставрации. В нашем деле только часть ремесла, а остальное - наука. Нужно мобилизовать все искусствоведческие знания, знания по истории, нужно не только технологические особенности работы художника изучить - необходимо понять его мышление.
Ведь иногда отдельные фрагменты приходится восстанавливать с нуля, практически из ничего, по мельчайшим вкраплениям краски. Занимаясь такой масштабной и кропотливой работой, многие вещи осмысливаешь по-новому. Это то, что притягивает, это тайна профессии. А писать иконы я не стремлюсь. Я считаю, что этим должны заниматься глубоко верующие люди, пропускающие изобразительную эстетику через душу и сердце, а я человек светский.
Под куполами
О.Е.: - И при всем этом именно вас, светского человека, пригласили реставрировать иконостас в Успенском соборе?
О.К.: - До этого проекта я работала здесь с иконами на столбах. Перед работой меня благословил сам нынешний патриарх Кирилл - тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский. Реставрация иконостаса - это был федеральный заказ, от Министерства культуры. Я очень волновалась. Человек я светский, в платке работать не могу – не потому, что не хочу, а потому, что он мне мешает. В юбке лазить по лесам не смогу тоже - это неудобно. Кроме этого, график моей работы было невозможно согласовывать с церковными службами. Однако духовенство не возражало.
Приводить иконы в порядок было сложно, потому что до нас работали не профессиональные реставраторы, а неграмотные поновители. Поновления на иконах были грубые, совершенно не соответствовали эстетике храмовой живописи XVIII века. Иконы - в ужаснейшем состоянии, на некоторых из них - по семь наслоений. Но в полный упадок наш иконостас привело последнее поновление - 70-х годов ХХ века. Оно закрыло все, что было ценного. Все последние записи, естественно, пришлось удалить. А вот реставрация XIX века была выполнена мастерски. Есть места, которые мы просто не трогали, потому что под записью XIX века ничего нет. А нам нужно было придать иконам законченный вид.
Мистика и не только
О.Е.: - Сейчас на реставрации находится знаменитая Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Вам не предлагали заняться и ею тоже?
О.К.: - Я дала понять, что не смогу, не буду этого делать. С некоторыми иконами работать очень сложно. Поэтому если мне что-то говорит, что лучше не надо, то лучше не браться.
О.Е.: - В чем причина трудностей? Что именно происходит?
О.К.: - Всякое бывает. Это связано, наверное, конкретно со мной. Не знаю, испытывают ли другие реставраторы такие переживания... я просто глубоко вживаюсь в работу. Вы поймите, икона - это культовый предмет, намоленная вещь. Хорошо, если она висела в храме. А если это келейные иконы, домовые иконы, монастырские... Что они несут? Какую энергетику? Это большой вопрос. Иногда бывает даже, что начинаешь фотографировать (у нас каждый процесс сопровождается фотофиксацией), а снимок не получается, и так и эдак снимаешь - все размыто. Это я не мистифицирую, это из практики.
Впрочем, иногда находится и научное объяснение. Как-то раз ко мне на реставрацию попала униатская икона, это была Параскева Пятница, на холсте. Едва приступив к работе, я сразу же заболела. Потом снова взялась, и опять стало плохо. Мне подсказали: проверь ее на радиацию. Оказалось, что икона «зашкаливала», видимо, была где-то в радиоактивной зоне. Но далеко не всегда работа такая экстремальная, вообще, результат моего труда очень благодарный.
Справка
Ольга Викторовна Куликова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника.
Родилась в 1960 году в городе Киржач Владимирской области. В 1983 году окончила художественно-графический факультет Смоленского пединститута. С 1983 по 1986 год работала учителем рисования и черчения в школе. С 1987 года - художник-реставратор станковой масляной живописи в Смоленском музее-заповеднике. Также работала искусствоведом-экспертом, арт-директором галереи, сотрудничала в московских музеях, преподавала в колледже Смоленского государственного института искусств.