«Пешеходы двигают экономику». Евгений Пленкин о тротуарах и трамваях

Во время ремонта трамвайных путей на улице Шевченко. Евгений Плёнкин регулярно делает обзоры дорожных работ в городе. © / Из личного архива

В жизни Смоленска всё большую роль начали играть городские активисты. Так, Евгений Плёнкин, десять лет назад увлёкшийся темой городского транспорта, попал в число тех, с кем в администрации Смоленска обсуждают планы ремонтов городских улиц. «АиФ-Смоленск» он рассказал о том, каким должен быть безопасный переход, почему полосы для общественного транспорта нужно выделять, а от трамвая в Смоленске нельзя отказываться.

   
   

Ноги против колёс

Ольга Ефимкина, «Аргументы и Факты – Смоленск»: Автомобилисты и пешеходы - зачастую враждующие стороны. И кажется, те, кто строит дороги в Смоленске, не на стороне пешеходов.

Евгений Пленкин: Именно пешеходы двигают экономику города. Они более склонны к совершению спонтанных покупок, особенно когда у них на пути имеются кафе, маленькие магазины и другие учреждения кратковременного посещения. Комфортно и безопасно в городе должно быть в первую очередь пешеходам. Но пока их интересы мало учитываются. И даже, увы, складывается впечатление, что к тем, кто не едет в машине, относятся как к людям второсортным.

Порой кажется, что проектировщики рассчитывают на то, что пешеход, как вода, как-нибудь сам везде «просочится». Недавний ремонт проспекта Гагарина в очередной раз обеспечил водителей ровной широкой дорогой. А для пешеходов сделали неровные тротуары, где будут стоять лужи, так как не продумана система водостока. На пути пешеходов снова установили бордюры, которые нужно преодолевать. Правда, у нас в городе их начали делать ниже, и это хорошо, но недостаточно. Изменения, направленные на улучшение жизни автомобилистов, подталкивают людей купить машину. И это ведёт только к ещё большему усугублению ситуации с заторами. Город должен быть удобным для пешеходов и иметь продуманную систему общественного транспорта - тогда он будет жить.

Создаётся впечатление, что проектировщики рассчитывают на то, что пешеход, как вода, как-нибудь сам везде «просочится».

- То есть развитие современных городов идёт к тому, что люди перестанут мечтать о собственной машине?

- Когда-то машина была редкостью, очень дорогой статусной вещью. Но сейчас мы всё больше понимаем, что это только средство передвижения, причём не самое выгодное. Многие сейчас получают права, но не покупают машин. Им нравится ездить на велосипеде или самокате. Если общественного транспорта не хватает - к их услугам такси или каршеринг. Конечно, всегда будут те, кто просто влюблён в автомобили, для кого это очень важное увлечение. Но таких единицы. У меня есть машина, но я не так часто на ней езжу. Поставить у подъезда я её не могу - нет места, поэтому за ней нужно идти довольно далеко. Я не хочу на это тратить время, как и на то, чтобы её прогревать. Мне удобнее вызвать такси. Но в час «пик» я выбираю трамвай - для него во многих местах есть выделенная полоса, а значит, я поеду быстрее.

   
   

Скорость диктует дорога

- Как должен быть оборудован безопасный переход?

- На нём пешеход должен быть уверен, что его не собьют, а автомобилист в том, что вовремя увидит пешехода. Переход нужно приподнимать на 10-15 см над поверхностью проезжей части. Тогда человек на нём будет лучше виден, особенно это важно, когда речь идёт о детях. И ещё тогда переход будет вровень с тротуаром, и людям не придётся преодолевать бордюры. Нужно понимать и психологию автомобилиста, который боится повредить машину, поэтому надо умело использовать искусственные неровности. Около переходов в других странах часто делают сужения дороги, чтобы машины там не стояли, закрывая обзор. Переход должен быть очень хорошо освещён. А вот мигающие знаки чаще всего только отвлекают водителя, который видит их, но не человека под ними. Мигание прибавляет нервозности, а безопасная дорога - это такая дорога, где тебе видны все участники движения и понятно, что они собираются делать. У школ у нас ставят изображения детей, чтобы водители были начеку. Но это не работает. Наоборот, водитель привыкает к картонной девочке на обочине и может не среагировать, когда там появится настоящая. Дорога в несколько полос у школы не будет безопасной. Вы можете поставить знак с любым ограничением скорости, но его не все будут соблюдать, если дорога располагает к тому, чтобы ехать быстро.

- Какой вид транспорта самый безопасный?

- Трамвай. Он весит 20 тонн. Случаи аварий, где кто-то пострадал в трамвае, очень редкие.

Трамвай вне конкуренции

- Многие автомобилисты в Смоленске уверены, что трамвай мешает - создаёт пробки, если ломается или попадает в ДТП.

- Мешает не трамвай, а другие автомобилисты, которых очень много. Если трамваи уберут, их пассажиры сядут в машины - собственные, такси или маршрутки. Лучше не станет. На улице Кирова у нас нет трамвая, а пробки там постоянно.

- Автобус может заменить трамвай?

- Может, но ему нужна выделенная полоса. Иначе он не сможет быть быстрым и комфортным транспортом. Но трамвай ещё и экологичнее. Да и провозная способность у трамвая намного выше: он везёт больше пассажиров, тратя меньше ресурсов. Для трамвая очень просто сделать выделенную полосу - просто снять покрытие на рельсах, и вагоны поедут быстрее. Для обеспечения правильного использования выделенной полосы для автобуса нужен особый контроль, разметка, камеры.

- Но многие смоляне против того, чтобы трамвайные пути отделили от проезжей части.

- Не нужно всё менять радикально. Для начала можно отделить пути разметкой. Дать водителям привыкнуть, а потом уже вести речь о полном отделении в комплексе с другими мерами по улучшению движения. Нужно понимать, что трамвай - это высокоэффективный инструмент для перевозки людей, и им нужно грамотно пользоваться. А у нас сейчас на путях может стать на разворот машина, и трамваи будут выстраиваться за ней - это неэффективное использование инструмента, причём дорогого. Сейчас новый трамвай стоит от 25 млн. руб. Это много, но это выгоднее для перевозки людей, чем множество машин или несколько автобусов.

- Недавно губернатор заговорил о возможном появлении трамвая на улице Дзержинского - на участке от площади Победы до пересечения с улицей Нахимова. Там нужен трамвай?

- Это линия, которая решила бы много проблем, - короткая связка между площадями, которую также было бы удобно использовать, если пути со стороны улицы Багратиона закрыты. Часто говорят, что трамвай создаёт вибрации, которые разрушают исторические здания. Просто нужно укладывать рельсы так, чтобы он ехал не дребезжа. Во множестве древних городов по всему миру трамвай ходит в исторической части города.

- Некоторое время назад вы стали советником главы города. Слушают ли вас?

- Это довольно формальная должность. Но сам факт, что глава города захотел, чтобы у него были такие внештатные помощники, настраивает меня на позитивный лад: значит, город будет развиваться. Я могу записаться к главе города на приём и обсудить проблемы, которые вижу. Но стараюсь этим не злоупотреблять, потому что понимаю, что у руководителя города много задач. Не могу сказать, что всё, что я говорю, слышат. Более того, я отдаю себе отчёт в том, что мои слова нужно перепроверять с профессионалами. Я ведь дилетант, которому попались умные книжки (смеётся) и который хочет, чтобы наш город стал лучше.

Досье
Евгений Плёнкин родился в 1988 г. в Челябинске. Семья перебралась в Смоленск в начале 90-х гг. Окончил Смоленский филиал Московского энергетического института по специальности вычислительные машины, комплексы, системы и сети. Индивидуальный предприниматель, занимается разработкой программных продуктов для мобильных устройств. Вопросами транспорта начал интересоваться, сев за руль в 2009 г. В общественную жизнь города активно включился после уничтожения трамвайной линии на проспекте Гагарина.

Смотрите также: