Примерное время чтения: 4 минуты
570

Подорожания ждали. Вырастет ли тариф на проезд в смоленских маршрутках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Смоленский выпуск 29/01/2025
	О повышении стоимости проезда пассажиры узнали из объявлений в автобусах.
О повышении стоимости проезда пассажиры узнали из объявлений в автобусах. / Виктор Яшуков / АиФ

Не успели смоляне отойти от подорожания проезда с 1 января в муниципальном транспорте, как их ждал очередной сюрприз. В маршрутках появились объявления, что с 27 января стоимость поездки вырастет до 45 руб.

Взяли тайм-аут

Коммерсанты заговорили о повышения стоимости проезда не с бухты-­барахты. Как рассказал сотрудник одной из транспортных компаний Сергей К., чьи автобусы обслуживают ряд популярных городских маршрутов, при нынешнем тарифе в 38 руб. перевозчики терпят серьёзные убытки.

«Не на что ремонтировать автобусы, так как запчасти к ним дорожают с каждым днём. Из-за недостатка денежных средств остаётся открытым и вопрос с покупкой подвижного состава. Для нужд муниципального предприятия машины закупаются регулярно, а для коммерческих компаний – нет. Если не повысить цены на проезд, то частникам придётся уйти с рынка», – признался он.

Частные перевозчики жалуются, что при нынешней стоимости проезда в 38 руб. терпят убытки.

На прошлой неделе мэр Смоленска Александр Новиков пригласил предпринимателей к себе на беседу. Градоначальник попросил частников отказаться от повышения проезда, так как, по его словам, подобные решения необходимо соотносить с реальным положением дел. В итоге вопрос с подорожанием тарифа пока закрыт.

В то же время глава областного центра подчеркнул, что хочет сохранить коммерческий транспорт.

«Полностью перейти от маршруток к муниципальным автобусам мы пока не сможем, поскольку есть маршруты, где требуются машины малого и среднего класса, которых у нас недостаточно. Поэтому мы планируем работать с организациями, занимающимися коммерческими перевозками. Однако у некоторых из них в 2026 г. истекает срок действия маршрутных карт.

К этому времени с учётом разработанных транспортных схем необходимо провести анализ маршрутов с точки зрения их целесообразности, так как есть дублирования», – отметил Александр Новиков.

Трудности перевоза

Стоит сказать, что в отличие от других городов, где обслуживаемые частниками нерегулируемые маршруты появились ещё в начале «нулевых», в Смоленске они начали работать только в 2016 г. До этого в них не было необходимости, так как муниципалы худо-бедно с перевозкой пассажиров справлялись. И вот девять лет назад в целях экономии бюджета власти решили пригласить на рынок коммерсантов. Между администрацией и перевозчиками было достигнуто негласное соглашение: частники не рассчитывают на субсидии и возмещение затрат на перевозку льготников, зато могут сами устанавливать тарифы на извоз горожан. Предприниматели стали «привязывать» цены на свои услуги к стоимости проезда в муниципальном транспорте, делая небольшую наценку в несколько руб­лей.

Однако со временем ситуация изменилась. Популярность маршруток стала падать: часть пассажиров перешла на личный транспорт, часть пересела на новые муниципальные автобусы. В то же время выросли цены на топливо, подорожали запчасти и сами машины.

«Для понимания: автобус, приобретённый год назад за 5,5 млн руб., – это древний ПАЗ. С учётом авансового платежа в 50% и государственной программы поддержки ежемесячный лизинговый платёж составит 120 тыс. руб. Если от перевозчиков потребуют закупать новые и более современные автобусы, то это уже 7–8 млн руб, а лизинговый платёж будет около 200 тыс. руб. в месяц. Если бы у частников не было выкупленного транспорта, то проезд должен был стоить в полтора-два раза больше», – цитирует  Smolnarod руководителя ассоциации смоленских перевозчиков Сергея Лаврика.

То есть ситуация на рынке пассажирских перевозок довольно тревожная, и вряд ли она улучшится в ближайшей перспективе. Не исключено, что некоторые ИП и вовсе прекратят свою деятельность. Вопрос лишь в том, сможет ли муниципальный транспорт полностью заменить частный.

Кстати
В 2025 году правительство региона планирует приобрести 10 троллейбусов общей стоимостью свыше 349 млн руб­лей и 22 автобуса среднего класса общей стоимостью от 154 млн.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах