Не успели смоляне отойти от подорожания проезда с 1 января в муниципальном транспорте, как их ждал очередной сюрприз. В маршрутках появились объявления, что с 27 января стоимость поездки вырастет до 45 руб.
Взяли тайм-аут
Коммерсанты заговорили о повышения стоимости проезда не с бухты-барахты. Как рассказал сотрудник одной из транспортных компаний Сергей К., чьи автобусы обслуживают ряд популярных городских маршрутов, при нынешнем тарифе в 38 руб. перевозчики терпят серьёзные убытки.
«Не на что ремонтировать автобусы, так как запчасти к ним дорожают с каждым днём. Из-за недостатка денежных средств остаётся открытым и вопрос с покупкой подвижного состава. Для нужд муниципального предприятия машины закупаются регулярно, а для коммерческих компаний – нет. Если не повысить цены на проезд, то частникам придётся уйти с рынка», – признался он.
Частные перевозчики жалуются, что при нынешней стоимости проезда в 38 руб. терпят убытки.
На прошлой неделе мэр Смоленска Александр Новиков пригласил предпринимателей к себе на беседу. Градоначальник попросил частников отказаться от повышения проезда, так как, по его словам, подобные решения необходимо соотносить с реальным положением дел. В итоге вопрос с подорожанием тарифа пока закрыт.
В то же время глава областного центра подчеркнул, что хочет сохранить коммерческий транспорт.
«Полностью перейти от маршруток к муниципальным автобусам мы пока не сможем, поскольку есть маршруты, где требуются машины малого и среднего класса, которых у нас недостаточно. Поэтому мы планируем работать с организациями, занимающимися коммерческими перевозками. Однако у некоторых из них в 2026 г. истекает срок действия маршрутных карт.
К этому времени с учётом разработанных транспортных схем необходимо провести анализ маршрутов с точки зрения их целесообразности, так как есть дублирования», – отметил Александр Новиков.
Трудности перевоза
Стоит сказать, что в отличие от других городов, где обслуживаемые частниками нерегулируемые маршруты появились ещё в начале «нулевых», в Смоленске они начали работать только в 2016 г. До этого в них не было необходимости, так как муниципалы худо-бедно с перевозкой пассажиров справлялись. И вот девять лет назад в целях экономии бюджета власти решили пригласить на рынок коммерсантов. Между администрацией и перевозчиками было достигнуто негласное соглашение: частники не рассчитывают на субсидии и возмещение затрат на перевозку льготников, зато могут сами устанавливать тарифы на извоз горожан. Предприниматели стали «привязывать» цены на свои услуги к стоимости проезда в муниципальном транспорте, делая небольшую наценку в несколько рублей.
Однако со временем ситуация изменилась. Популярность маршруток стала падать: часть пассажиров перешла на личный транспорт, часть пересела на новые муниципальные автобусы. В то же время выросли цены на топливо, подорожали запчасти и сами машины.
«Для понимания: автобус, приобретённый год назад за 5,5 млн руб., – это древний ПАЗ. С учётом авансового платежа в 50% и государственной программы поддержки ежемесячный лизинговый платёж составит 120 тыс. руб. Если от перевозчиков потребуют закупать новые и более современные автобусы, то это уже 7–8 млн руб, а лизинговый платёж будет около 200 тыс. руб. в месяц. Если бы у частников не было выкупленного транспорта, то проезд должен был стоить в полтора-два раза больше», – цитирует Smolnarod руководителя ассоциации смоленских перевозчиков Сергея Лаврика.
То есть ситуация на рынке пассажирских перевозок довольно тревожная, и вряд ли она улучшится в ближайшей перспективе. Не исключено, что некоторые ИП и вовсе прекратят свою деятельность. Вопрос лишь в том, сможет ли муниципальный транспорт полностью заменить частный.