По мнению многих гостей фестиваля «Военно-историческая реконструкция Смоленского сражения 1812 года», меры безопасности на этом мероприятии были соблюдены не в полной мере. Это подтвердил и корреспондент «АиФ-Смоленск», вернувшийся с «поля брани».
Неудачное фото
4 августа, как и многие смоляне, я поехала в Кардымовский район на военно-исторический фестиваль. Реконструкция подходила к концу, и я уже собиралась ехать в Смоленск, когда мне позвонил наш фотограф: «Ты видела? Тут раненого выводят. Наверно, кто-то из реконструкторов, у него все лицо в крови».
Врачи кардымовской «скорой» на мой вопрос о раненом ответили: «Кого именно вы имеете в виду? К нам поступило несколько!» (Правда, сколько именно, говорить отказались.) Потом оказалось, что человека с ранами лица отвезли в Смоленск, в областную больницу.
«Да, днем 4 августа к нам привезли участника реконструкции, пострадавшего при взрыве пиротехники, - подтвердили в СОКБ. - У него ожоги лица и глаз, довольно серьезные. На его счастье, зрение со временем должно восстановиться».
Когда я стала рассказывать о раненом мужчине друзьям, некоторые из них выразились в духе того, что реконструкторы знают, на что идут: для них, мол, травмы - дело обычное.
«Так ли это?» - спрашиваю у реконструктора со стажем, руководителя смоленского исторического театра «Порубежье» Александра ЦЕЛУЕВА. «Конечно же, нет. Мы тоже работаем с пиротехникой, но никаких травм ни у участников, ни у зрителей не бывает, - заверяет Александр - Вообще с петардами и прочими «взрывными» устройствами нужно быть максимально осторожными и безоговорочно соблюдать технику безопасности. Схему их расположения должны знать все, кто работает на мероприятии, в том числе и журналисты. На поле ни в коем случае не могут находиться «лишние» люди, а территория, где происходят взрывы, должна быть оцеплена».
Картина меняется
После этих слов мое восприятие прошедшего мероприятия несколько поменялось, и на первый план вышли незамеченные сначала нюансы.
Во время реконструкции на поле было множество одетых в исторические костюмы людей, которые непосредственного участия в реконструкции не принимали. По большей части это были женщины с фотоаппаратами. С одной из них я случайно познакомилась перед боем: девушка честно призналась, что она питерская журналистка.
В отличие от отдельных питерских коллег, смоленские журналисты стояли на линии, отделявшей поле для реконструкции от мест для зрителей. Только вот красно-белая лента, которой была отмечена эта граница, очень быстро упала на землю, и нам ничего не стоило перешагнуть ее в погоне за удачным кадром. А потом в 15 метрах от нас рванул зарытый в землю снаряд.
Когда реконструкция закончилась, зрители бросились на поле фотографироваться. И тут началось нечто наподобие салюта. Только потом мы узнали, что это уничтожают невзорвавшуюся пиротехнику.