В 2003 году в России, на Украине и в Белоруссии появился новый неофициальный праздник – Международный день Днепра, который отмечают во всех городах, стоящих по течению реки, в первую субботу июля. В канун праздника корреспонденты SMOL.AIF.RU отправились в путешествие, чтобы узнать, как живет исток великой славянской реки.
В деревню, в глушь, в Сычёвку
Исток Днепра находится в Сычевском районе Смоленской области, на границе с Тверской областью. От Смоленска до истока Днепра - около 300 километров. Чтобы преодолеть такое солидное расстояние, нам пришлось выехать пораньше. Путешествие по трассе М-1 до Вязьмы не вызывает особенных проблем, но когда мы сворачиваем с трассы в сторону Твери, дорога становится хуже. Проехав самый отдаленный райцентр Смоленской области – город Сычевку, мы лишь изредка натыкаемся на полувымершие деревни, которые встречают нас заброшенными домами с пустыми глазницами окон. Кажется, что местность здесь абсолютно дикая: сотовой связи нет, встречных машин тоже. Дорога к истоку проложена прямо по болоту, а ее покрытие не ремонтировали лет 30. Несмотря на то, что со времени написания «Записок юного врача» прошло сто лет, стало понятно, почему жизнью здесь в свое время так томился юный земский врач Михаил Булгаков.
Наша дорога лежит в направлении деревни Бочарово, которая является последней жилой в северо-восточной части Смоленской области. Живут там, правда, всего несколько местных, да заезжают редкие дачники из Москвы.
В Бочарове мы видим старый, простреленный в нескольких местах, указатель «Исток Днепра». Дальше по навигатору - дорога, а по факту – пять километров знатного оффроуда, которые можно преодолеть только на хорошо подготовленном внедорожнике. Для обычного транспорта дорогу традиционно отсыпают раз в два года, когда у истока проводится богослужение на праздник Всех святых в земле Российской просиявших.
Не долго раздумывая, решаем пойти к истоку пешком. Вокруг шумят высокие травы и старый лес, который, кажется, уже давно не видел человека. За новым поворотом ожидаешь увидеть исток, но каждый раз эти надежды не сбываются – грунтовка упорно петляла далеко впереди, теряясь в лесной глуши. На дороге то там, то тут, петляют следы диких зверей, рысей и кабанов.
Черная гадюка, которая греется на солнышке, от звука человеческого голоса спешно ретируется в кусты. За время нашей пешей прогулки нам встретится еще несколько змей, и ни одного человека.
«В Европе к такому месту давно бы проложили дорогу и устроили бы здесь туристическую мекку», - рассуждают наши спутники.
Через полтора часа из-за леса становится виден купол часовни – пришли. После такого нелегкого пути мы пожалели, что оставили съестные припасы в машине, но наши усилия были вознаграждены – прямо перед на подходе к истоку нас ожидала россыпь лесной земляники.
Лесные дали
Для любителей более экстремальных путешествий есть вторая, более интересная дорога до истока. От Сычевки нужно двигаться на северо-запад, на перекрестке с указателем «Муковесово» не поворачиваем налево, как мы сделали это в первом случае, а едем прямо, до деревни Лесные дали.
Оттуда (местные подскажут поворот) - километра три по грунтовке лесной грунтовке, и вы выезжаете на газотрассу, которая тянется вдоль газопровода «Ямал-Европа», проходящего по территории Смоленской области. Здесь уже встречаются люди: газовики и охотники из Твери. Дальше - минут 20 на юго-запад, и вы окажетесь в вымершей деревне Дудкино всего в двух километрах от истока Днепра.
В Дудкино не осталось местных жителей, кроме бабы Зины. Она, несмотря на возраст и болезни, не хочет покидать свою старую хату, с которой связана вся ее нелегкая трудовая жизнь. Лишь на зиму забирают бабу Зину родственники во Ржев, но, как только повеет весной, ее душа снова и снова рвется к милым сердцу березкам, старым могилам и земле, с которой она пережила расцвет и угасание.
Вместе с бабой Зиной в Дудкино несут вахту обходчики газопровода, которые приезжают из Ржева. Ни они, ни баба Зина, покойный муж которой, к слову, в последние годы жизни тоже работал обходчиком, об истоке Днепра особенно говорить не любят, воспринимают его как что-то обыденное, данность. Лишь иногда, уже далеко не каждый год, Баба Зина ходит к истоку на праздник Всех святых в земле Российской просиявших, когда туда приезжает много людей.
От Дудкина до истока всего километра два, но чтобы не заблудиться, нужно иметь хорошие навыки ориентирования в лесу. Сегодня давно заросшие травой деревенские тропинки знают только лесники, газовики да баба Зина.
Если вы все же решитесь на этот маневр, то будьте готовы идти по абсолютно дикому лесу и поражаться - здесь когда-то жили люди. Правда, на это вам укажут лишь немногие видимые признаки: старое кладбище в березовой рощице и непонятно откуда взявшийся на опушке леса сруб от колодца.
Монастырь у истоков
Исток Днепра, к которому мы, наконец, подходим, представляет собой слабенький ручеек, который пробивается из болотистой почвы на краю леса. Прямо над ключом возведена деревянная часовня, к которой ведут деревянные же мостки. Рядом стоят два поклонных креста. Неподалеку – небольшой камень в память о воинах 119-й стрелковой дивизии, которые насмерть стояли в этих местах и не пустили фашистов к Москве в октябре 1941 года. На кромке леса у истока установлена табличка с надписью «Тут начинается Днепр», а также деревянные резные врата - торжественный вход к истоку.
По дороге к часовне, построенной над ручейком, из которого начинается Днепр, в деревянных срубах, похожих на колодцы, установлены две памятные таблички. На одной из них на русском и украинском языках прямо по дереву прорезана надпись: «Путник, ты находишься у истока великой реки Днепр. Береги её!», а на другой на блеклом светлом фоне что-то неразборчиво выгравировано о 350-летии единения России и Украины.
Примерно в ста метрах от леса возведен деревянный храм в честь святого князя Владимира, который в 988 году крестил Киевскую Русь.
«Более тысячи лет назад князь Владимир сделал исторический выбор для славянских народов, - отмечал епископ Смоленский и Вяземский Исидор во время одного из своих выступлений. – В водах Днепра Русь приняла святое Крещение».
Этот храм, резные врата и несколько прилегающих построек появились здесь в лесной глуши в 2008 году. Русская православная церковь давно планировала построить на этой территории монастырь, ведь именно здесь начинается великая славянская река Днепр, которая на протяжении сотен лет объединяет народы России, Украины и Белоруссии.
Однако, как это часто бывает, все замыслы на годы так и остались замыслами - закончились деньги. Бригада белорусов, которая начала строительство монастыря, разъехалась. Остался только лишь один угрюмый и неразговорчивый парень по имени Андрей, который носится по лесной непролазной дороге на мотоцикле «Урал» с коляской. Он-то и приглядывает за деревянным храмом на опушке леса, обкашивает вокруг него траву, не подпускает близко «лихих людей».
Говорят, в какой-то момент Андрей, совсем устав от одиночества и безденежья, хотел бросить свою работу и уехать, но, во время нашего визита трава вокруг храма оказалась аккуратно выкошенной, то тут, то там виднелись следы хозяйственной деятельности.
Догадка подтвердилась на обратном пути, когда мы встретили Андрея в Бочарове. Разговаривать с нами он не стал, попытался стрельнуть сигарету и пошел по своим делам. Если вы попадете в эти места, то сразу узнаете его по затертой светлой бейсболке, очкам в металлической оправе и старому военному камуфляжу.
На днях с рабочим визитом в Сычевский район приезжал губернатор Смоленской области Алексей Островский. Здесь он в очередной раз заявил, что намерен возобновить строительство монастыря у истоков Днепра.
«Я горю желанием возродить место, откуда начинает течь Днепр, - сказал Алексей Островский. - Я много слышал о нем и обсуждал этот вопрос со святейшим патриархом Кириллом в декабре минувшего года. Я дал поручение своему заместителю соорудить там новую купель, чтобы паломники могли окунаться в воды Днепра. Строительство монастыря - мой личный проект, в который будут привлекаться внебюджетные средства. Мы уже начали работать с архитектором из епархии, которого благословил патриарх Кирилл».
Единение народов
Мы возвращаемся в Смоленск в молчании. И не только потому, что путешествие выдалось далеким и утомительным. После посещения истока Днепра возникает ощущение, будто побывал не просто в лесу, а у настоящего источника духовной силы, которая не только питает, но и заставляет о многом задуматься.
Сотни лет Днепр служил связующей нитью между тремя славянскими народами – русскими, украинцами и белорусами. Во время событий на Украине это приобретает особенное значение. В далеком 988 году князь Владимир крестил в водах Днепра единый славянский народ. Хочется верить, что, разорвать эту связь так просто не удастся.