Мысль собрать экспозицию игровых ретроконсолей в Смоленске давно засела в умах её организаторов Александра Бушунова и Алексея Полосина. Осуществить же идею удалось только после знакомства этих двух коллекционеров приставок.
Первую выставку было решено сделать пробной и представить лишь экспонаты до 2000-го года выпуска. Идея «выстрелила»: на экспозицию пришло порядка 200 человек. Ожидания же организаторов ограничивались парой десятков заинтересованных лиц.
Первая выставка игровых ретроконсолей в Смоленске. Фоторепортаж | Фотогалерея
«Экспонаты расположены на выставке от самого старого к самому новому, - рассказывает Александр Бушунов. - Большой ажиотаж возле приставок Dendy и старой советской консоли «Электроника Спорт». Дети же тянутся к первой PlayStation и Sega Dreamcast, ведь для них картинка, выдаваемая этими приставками, самая привлекательная».
SMOL.AIF.RU посетил выставку и рассказывает о пяти ее самых интересных экспонатах - упомянутых популярных консолях и других, незаслуженно обделенных вниманием.
«Электроника Спорт»: советское ретро
Приставке советского времени выпала честь открывать экспозицию. Сохранилась она далеко не в лучшем виде, однако по-прежнему справляется со своими обязанностями.
«Это советская игровая приставка, клон различных «Понгов» (игровая система Pong-типа — наиболее распространенный тип игровых систем первого поколения. Получил название от игры Pong и игровой приставки Atari Pong - прим. ред.), выпущенных еще раньше. На ней можно запустить только игры типа тенниса, - рассказывает об экспонате Александр Бушунов. - Она выдает три цвета, квадратики, прямоугольнички. Звук идет с самой консоли, блок питания впаян, антенна впаяна. В 1980-е годы приставка разыгрывалась в советской лотерее. Стоила консоль 50 рублей, а лотерейный билетик с шансом получить заветную приставку - 50 копеек. На выставке представлен образец 1986-го года, а выпускались она до 1991-го».
«Электроника ИМ-02», или «Ну, погоди!»: Волк вместо Микки-Мауса
Советские инженеры не сильно «заморачивались» с именами для игровых консолей и называли их чуть ли не одинаково. Также они обладали страстью к переиначиванию импортных продуктов на понятный советскому гражданину лад.
«Маленькая электроника скопирована с японской портативной приставки от компании Nintendo под названием Game and Watch («Играй и смотри»). Изначально там был Микки-Маус. Кто-то из СССР съездил в Японию, привез консоль, отдал на завод, там люди на нее посмотрели и скопировали. Вместо Микки-Мауса они вставили Волка, назвали её «Ну, погоди» и начали продавать на территории Советского Союза. В итоге люди раньше не в телефоне сидели, а ловили яйца в «Ну, погоди!», - вспоминает Александр Бушунов.
Famicom, или NES, или Dendy: атака аппаратных клонов
Приставки Famicom в России в 1990-х годах практически не было. Зато был широко распространен её местный аппаратный клон под названием Dendy. Упомянутая пиратская приставка широко популяризировала видеоигры в России, заставила играть в них миллионы людей. Лишь когда на смену Dendy пришли новые консоли, а интернет стал широко распространенным явлением, люди начали поиски того самого Famicom, с которого и была скопирована Dendy.
«Представленная приставка Famicom выпущена в 1988-м году, а в Японии она впервые появилась в 1987-м. Консоль одна из любимых, потому что с нее все начиналось. Выпускаемые на нее игры компания Нинтендо решила лицензировать, чтобы не пропускать на нее хлам. Он, правда, появлялся, но не в огромных количествах. Компания своим строгим контролем подняла рынок игровых консолей», - рассказывает Алексей Полосин.
Само название Famicom – это сокращение от Family Computer («Семейный компьютер»). В Северной Америке и Европе приставка распространялась под названием NES (Nintendo Entertainment System). Но в Европе она была известна под названием Pegasus, которая также как и Dendy была «пиратским» клоном Famicom.
Panasonic 3DO: проигрывает сильнейший
«Приставка многопроцессорная, выпущенная еще в 1993 году. Процессоров у нее целых четыре, а распространялась она по безумной стоимости в 700 долларов. Мало кто мог себе её позволить, что стало причиной скорого краха», - вспоминает Алексей Полосин. - Игр для нее выпущено - кот наплакал. Они выходили на компакт-дисках, а тогда толком и не знали, как их использовать. Еще одна особенность - геймпады подключаются друг в друга вплоть до восьми штук. Ввосьмером можно было сыграть, например, в футбол. В приставке даже предусматривалось подключение винчестера (жесткого диска). Кроме того, консоль 32-разрядная. Вспомните, операционная система Windows 95 была 16-разрядной, лишь 98-я стала 32-х. А эта приставка опередила свое время, но за счет этого и проиграла».
Sega Saturn: прямиком из Японии
Экспонат Sega Saturn его владелец Алексей Полосин называет самым интересным на выставке:
«Приставка многопроцессорная. Создана она в 1994 году, тогда никто параллельного программирования никогда не применял. А в ней было два процессора: один под двухмерную графику, другой под трехмерную. По мощности она превосходила популярную PlayStation One, была её конкурентом в то время. Но из-за очень сложного программирования производители игр отказывались работать под Sega Saturn и больше переходили на PS One. Добыть Sega Saturn мне удалось при помощи человека, который возит консоли прямо из Японии. В Смоленске найти приставку практически невозможно».