Пока еще на аэродроме Южный, где 20 сентября будет проходить фестиваль четырех стихий «Созвездие», малолюдно – лишь неутомимо вот уже несколько дней работают три мастера, превращая глыбы из песка в великолепные произведения искусства. Одного из них, Николая Торохова из Москвы, корпевшего над образом Александра Пушкина, SMOL.AIF.RU подловил во время перерыва.
«Мы объездили 100 карьеров, чтобы найти подходящий песок»
Евгений Гаврилов, SMOL.AIF.RU: Николай, расскажите, пожалуйста, о своей работе: почему выбрали Пушкина?
Николай Торохов: Образ великого русского поэта, как мне кажется, больше всего подходит к году Культуры в России. Организаторы нам дали возможность поработать 4 дня, но могло и два хватить, здесь любое запасное время лишним не является, просто успеваешь больше деталей сделать.
- Как вы пришли к работе с песком? Это ведь, наверное, сложнее, чем с камнем или бронзой?
- Каждому легко заниматься тем, чем он занимается по жизни. Сложности у каждого проекта бывают свои, но с ними сталкиваться интереснее, ведь с каждым свершением растешь как мастер. А среди тех, кто работает с песком очень много, не то, чтобы шарлатанов, но тех, кто без специального образования. На нас организаторы фестиваля вышли случайно, у нас ребята профессионалы, у каждого за плечами много лет подготовки. Я, например, заканчивал академию художеств, по образованию скульптор Суриковского института. В песок «занесло» меня лет 6 назад, материал очень интересный, решил попробовать и остался. Песок – это работа, по сути, после должной подготовки и обработки, это как мягкий камень. А бронза исключительно для творчества, все-таки более дорогой материал.
- Расскажите поподробнее о технологии работы.
- Самое сложное – подобрать подходящий песок. В Смоленске мы объездили около ста карьеров, прежде, чем остановились на самом первом, оставленном на потом. Зрители часто не верят, что это обыкновенный песок, подозревают, что стоят каркасы, а мы просто счищаем «лишнее». Это не так. Песок прессуется, заливается водой и, по сути, все. Потом вокруг ставится форма, опалубки, чтобы удобнее работалось, ну и по завершении часто верхний слой закрепляют раствором ПВА, чтобы повысить долговечность.
- Повысить это на сколько?
- В Москве, например, работы стоят весь сезон под открытым небом, с мая по октябрь. Погодные условия могут вносить «корректировки», смазывая детали, но их всегда можно восстановить. А так, температура особого значения не имеет. В работе мешает яркое солнце, когда тени глубокие, сложно с деталями работать. За рубежом чаще работаем в тентах, где свет рассеянный.
- А какова судьба смоленских скульптур?
- Их задача – максимально «отыграть» свою роль на фестивале. А после – будут утилизированы. К началу фестиваля будет готово три скульптуры, а еще одну композицию мы будем делать прямо на глазах у зрителей.
Главное - терпение
- А вспомните самый первый и самый яркий свои опыты?
- Самая первая работа была не особенная по внутреннему содержанию. Было очень необычно работать впервые с песком, поэтому хотел попробовать все и сразу. Сейчас вспоминаю с улыбкой то нагромождение фигур. Сюжет – человек на вершине цивилизации. Беременная женщина стояла в окружении зверушек, был даже череп тираннозавра. Самая яркая… безусловно, это прошлый новый год в Кувейте, проект Remal, с арабского означает «песок». 72 скульптора работали больше двух месяцев над огромными изваяниями. Там скульптуры по 20 метров были. Обычно же проект – неделя-две и десяток мастеров. Этот же был самым грандиозным в мире.
- Работы много?
- Путешествую достаточно часто, в мире это очень востребованное дело. За этот год, который еще не закончился, уже раз 10 летал по проектам.
- Без чего нельзя подходить к работе?
- Терпение должно быть у любого скульптора. Мелкая моторика рук развита, чтобы меньше ошибок было. Ну и эскиз, конечно. Идея это еще не все, если не подготовиться как следует, ты даже не будешь знать, с какой стороны подступиться к этой глыбе песка, чтобы начать работу. Инструмент тоже очень важен, есть свои законодатели качества, в основном это американские mastertown, которые достать очень сложно, особенно у нас. Часто бывает, что иностранцы приезжают на соревнования или какие-то проекты с запасными комплектами инструментов и продают или обменивают.