aif.ru counter
1327

Благотворитель поневоле. Как противник искусства стал меценатом Талашкина

Вячеслав Николаевич Тенишев.
Вячеслав Николаевич Тенишев. © / Commons.wikimedia.org

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев был заметной фигурой своей эпохи: он учился на одном курсе с известным немецким инженером Карлом Бенцем, создал в Санкт-Петербурге школу, которую закончили Набоков и Мандельштам, сколотил состояние на железной дороге, проводил обширные этнографические исследования и был прекрасным виолончелистом.

Бывшее Тенишевское училище в Петербурге на Моховой улице. Фото: Commons.wikimedia.org

Усадьба Талашкино в Смоленской области главным образом известна благодаря деятельности княгини-меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой, которая устроила там художественную школу для крестьян, этнографический музей «Теремок» и построила великолепную церковь Святого Духа, расписанную самим Николаем Рерихом. При этом роль в судьбе Талашкина ее мужа, князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903), который не только спонсировал все задумки своей супруги, но и активно помогал ей во всех начинаниях, часто недооценивается. 

К дню рождения князя Тенишева, которого из-за склада ума при жизни прозвали «русским американцем», SMOL.AIF.RU вспоминает, как он повлиял на становление одного из самых удивительных уголков Смоленской области – Талашкина, и как Талашкино повлияло на него.

Удачная покупка

Изначально Талашкино принадлежало подруге Тенишевой – княгине Екатерине Святополк-Четвертинской, которую в своих мемуарах Мария Клавдиевна называет Киту. По финансовым обстоятельствам имение пришлось продавать, и Тенишева, не без помощи мужа, выручила подругу.

Мария Клавдиевна Тенишева, портрет работы Ильи Репина. Фото: Commons.wikimedia.org

«К моему удивлению, муж не только не рассердился, но обнял меня, назвал умницей и, тут же пригласив Киту в кабинет, объявил ей, что покупает Талашкино для меня с тем условием, что она в нем остается полной хозяйкой. Я вполне разделяла чувства мужа: Талашкино должно было остаться в ее ведении. Вот так Талашкино сделалось моим. Меня факт покупки Талашкина еще разубедил, что с мужем надо действовать, а не говорить», - вспоминала Тенишева в своих «Впечатлениях моей жизни».

Музейный хлам

Княгиня Мария Тенишева прославилась как меценат и инициатор многочисленных культурных и просветительских проектов рубежа веков. Муж часто считал эти увлечения супруги блажью, но давал деньги на них.

«На мою страсть к искусству и коллекционерству он смотрел снисходительно, как на игрушку избалованного ребенка, и ко всем моим художественным затеям, устройству мастерских в городе и деревне применял известную пословицу, перефразируя ее — «чем бы жена ни тешилась, лишь бы не блажила», - писала княгиня.
На основе накопленного материала в 1911 году княгиня создала в Смоленске этнографический музей «Русская старина», часть экспозиции которого сегодня представлена в талашкинском Теремке.

Музей «Русская старина» княгини Тенишевой в Смоленске. Фото: Commons.wikimedia.org

«Муж ненавидел старину, находил, что это решительно ничего не дает науке и, несмотря на свой ум, отрицал даже пользу древних вещей для восстановления картин старины. Меня же он всегда дразнил моей страстью коллекционерства. Садясь на какой-нибудь стул,  он никогда не преминет, бывало, сказать: «Ах, боже мой, может быть, и садиться нельзя, может быть, кощунство прикасаться к нему?» Подобным выражением и словам не было конца, он всегда колол меня этим, а деньги, потраченные на покупку старинных вещей, считал брошенными в огонь», - вспоминает Тенишева.

Всемирная выставка 1900 года

Известие о том, что князь Вячеслав Тенишев станет куратором знаменитой Всемирной выставки 1900 года в Париже, где демонстрировались ведущие достижения всех стран мира на рубеже XIX-XX веков, он получил именно в Талашкине.

«Однажды в Талашкине Вячеслав получил какую-то депешу и, ни сказав мне ни слова, быстро собрался и уехал в Петербург. Вернувшись через неделю, он сообщил, что был вызван Витте, который предложил ему быть генеральным комиссаром  на Парижской выставке в 1900 году. Меня удивило, что муж решился взять на себя эту должность, так как я знала его нелюбовь к искусству», - говорится в воспоминаниях Марии Клавдиевны.
Выставка не обошлась без талашкинской коллекции его супруги, а также без художников, которые как мухи на мед, слетались в Талашкино за творческой атмосферой.

Теремок в Талашкино. Фото: Commons.wikimedia.org

«В то время в моих мастерских уже делались весьма интересные вещи, и я решила приготовить для парижской выставки группу балалаек прекрасной работы, с деками, расписанными Врубелем, Коровиным, Давыдовой, Малютиным, Головиным и две – мною. Балалайки эти составляли целый оркестр», - пишет Тенишева.

В итоге князь выяснил, что непохоже рисующие и пьющие русские художники не так уже и бесполезны, если их «правильно употребить».

Храм Святого Духа

На хуторе Фленово рядом с Талашкиным Мария Тенишева организовала идеальное хозяйство с крестьянской школой.

«Моя школа во Фленове взяла столько моих сил, симпатий и преданности, … и мне захотелось увенчать свое создание храмом Божиим… Когда я заикнулась мужу о своем намерении, это вызвало целую бурю негодования. Муж был в полном смысле слова атеист, но атеист мирный», - вспоминала Мария Клавдиевна.

Мозаика «Спас Нерукотворный» работы Николая Рериха. Фото: Commons.wikimedia.org

Эти уговоры были самыми долгими, к ним присоединился даже тогдашний смоленский губернатор Василий Сосновский. Князь согласился, и в итоге церковь Духа, расписанная Николаем Рерихом, в Талашкине все же появилась, став настоящей «жемчужиной» усадьбы и подлинным шедевром мировой культовой архитектуры.

Настоящий самородок

«Это был человек с железной волей, сильный духом. Он мягко, без малейшего усилия умел заставить говорить и делать, что хотел. Его считали крупным дельцом, умным, решительным человеком, создавшим много крупных коммерческих предприятий. В обращении он был добродушен, в манерах, туалете - более чем прост. Меня подкупало в нем то, что он был совершенно несветский, серьезный, образованный человек, любил и понимал музыку, что с ним можно было говорить, но более всего - его сильный, независимый характер. Для него не существовало ни предрассудков, ни препятствий в достижении раз поставленной цели. Редкий тип человека, настоящий самородок!», - так охарактеризовывала Тенишева своего супруга.
Но, несмотря на всю крепость своего характера, Вячеслав Тенишев никогда не мог (или не хотел) отказать супруге и оставался основным спонсоров всех задумок княгини. Интересно, что, благодаря этому, князь, иногда едва ли не против своей воли, значительно повлиял на развития искусства на рубеже веков.

«Я шла к нему в кабинет просить денег, но, получив отказ – вежливый, с поцелуем руки, - из просительницы превращалась в законодательницу, я требовала и говорила: «А я тебе говорю, что я так хочу. Прошу тебя, чтобы завтра это было сделано…» На это он вставал, целовал меня и, жеманясь, отвечал: «Princesse, votre volonte – c’est la mienne» (фр. Княгиня, ваше желание – мое желание), - пишет Тенишева.

Потерянная могила

Церковь Святого Духа в Талашкино. Фото: Commons.wikimedia.org

Князь Тенишев умер в апреле 1903 года в Париже. Через месяц его тело было перевезено в Талашкино, где его похоронили в крипте под рериховским храмом Святого Духа. Так храм, который Вячеслав Николаевич не хотел строить, стал его последним приютом. 

Тело любимого мужа Мария Клавдиевна Тенишева забальзамировала на 100 лет, но зимой 1923 года местные крестьяне осквернили фамильный склеп, гроб вынесли наружу, разломали, останки посадили в сани, вставили в рот сигарету и возили по деревне, а потом захоронили в безымянной могиле на сельском кладбище. От талантливейшего человека, предпринимателя, ученого и благотворителя не осталось даже могилы. В 2014 году появилась информация об обнаружении могилы князя в Талашкине, однако, официально эти слухи до сих пор не подтвердили. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах