Примерное время чтения: 6 минут
986

Сергей Жилин: «Питер и Смоленск: что из них столица, а что провинция?»

Фото: Ксения Матвеева

Смоленск, 10 января - АиФ-Смоленск  Сергей Жилин и его джаз-бэнд в Смоленске — гости частые и любимые местной публикой. На концертах «Фонографа» всегда можно встретить горожан всех поколений: послушать виртуозную игру Сергея Жилина и его музыкантов в смоленскую филармонию приходят и школьники, и молодежь, и люди преклонного возраста. Для Смоленска это не то мероприятие, купить билеты на которое можно за час до начала: они, разумеется, раскуплены задолго, и свободных мест в зрительном зале нет. После более чем трехчасового концерта в двух отделениях маэстро Жилин, несмотря на плотный график, выделил немного времени для беседы с корреспондентом «АиФ-Смоленск».

«Единственный путь к свободе творчества — тяжелая работа»

Ксения Матвеева, smol.aif.ru: Сергей Сергеевич, в канун Рождества Вы оказались на Смоленщине, можно сказать, родине нынешнего Патриарха Кирилла. Как Вы относитесь к современным позициям русской православной церкви и событиям, связанным с ее деятелями?

Сергей Жилин: Я не хочу комментировать ни положение дел в стране, ни вмешательство церкви в государственные дела. Что касается громкого скандала с Pussy Riot, то это — бред полный. Никто никогда не знал и не слышал о существовании такой группы, и никто бы никогда не узнал и не услышал бы про них, если бы они не совершили свой поступок. Поступок сам по себе просто хамский. Единственное, чего они добились — о них стали говорить во всех новостях. Возможно, Pussy Riot не думали, что последуют такие серьезные санкции — может быть, даже слишком жесткие — но поступок изначально из ряда вон выходящий. Таких коллективов наверняка существует очень много. Если говорить о музыкальном содержании творчества таких групп, то там никакой музыкальности вообще нет в принципе. Людям надо еще немножко позаниматься, годков, даже не знаю, сколько, с утра до вечера, и тогда, возможно, имеет смысл говорить о какой-то музыкальной ценности таких исполнителей.

- К слову, многие отечественные и зарубежные деятели культуры высказывались в защиту такой свободы творчества...

- Что такое свобода творчества? Это, в первую очередь, профессионализм. А профессионализм — это большая, тяжелая, серьезная работа. Мы недавно говорили на эту тему с Гришей Лепсом на «Голосе» (популярный телепроект «Первого канала», где Сергей Жилин руководил оркестром — прим.авт). Лепс подарил мне свой новый альбом со словами: «Сумасшедший барабанщик у меня играет». Когда мы с последним поближе сошлись, я спросил у него: «Как ты добился такого?». Он говорит: «Я просто в детстве вставал утром, садился за барабан и занимался целый день, пока не падал от того, что хотел спать». Вот это — единственный путь к профессионализму, и вот этот человек может творить все, что угодно, говоря о свободе творчества. Деятели искусств, вроде Мадонны, рядом с тем имиджем и той общей компаний, которую создают вокруг себя. Потом, возможно, не все факты довели до их сведения. Вряд ли кто-то из зарубежных или отечественных исполнителей устроил бы такую вакханалию. Им, в принципе, это не особенно и нужно. Если ты — творческий человек, умеешь петь и играть на инструменте, иди в Дом музыки, в Театр эстрады, в Государственный Кремлевский дворец, в конце концов. Если ты можешь оплатить все расходы и продать все билеты, то придут люди и будут тебя слушать — и здесь уже можно вещать, пользоваться свободой творчества и свободой слова. Если ты идешь в храм, оскорбляешь верующих, президента, этим самым создавая пиар-компанию, вероятнее всего ты — никто.

Проблемы, которые называют творчеством

- Можно попросить Вас поделиться планами на ближайшее будущее?

- После неимоверной четырехмесячной гонки (имеется в виду проект «Голос» - прим.авт) мы отработали концерт в Питере, что было, признаться, нелегко. Сегодня мы здесь, в Смоленске, а после этого появится возможность сделать небольшую паузу, немного отдохнуть и определиться с планами: в феврале мы представим новую программу «Земля, ветер, огонь», в конце того же месяца нужно будет готовиться к съемкам (нового сезона шоу «Голос» - прим.авт.). Накопилось множество задач, которые не было времени решать. Теперь нужно прийти в себя и окунуться в проблемы, которые некоторые люди называют творчеством... Здесь все так же, как у спортсменов: если ты хочешь выйти на Олимпийские игры и показать результат, ты тренируешься и работаешь с утра до вечера, каждый день. Музыкант тоже должен работать каждый день, поддерживать себя в форме — и физической, и технической, и эмоционально-содержательной. Голова тоже должна правильно все понимать, голова должна правильно все слышать, ты должен ощущать сразу целостность одного произведения, и всего отделения, и всего концерта. Это не дается легко, это не приходит, когда ты сидишь и думаешь: «Творчество, приди ко мне скорей! Сейчас я что-нибудь сочиню. А, у меня свобода слова появилась! Пойду-ка выражу свободу слова».

- Вы приезжаете в Смоленск далеко не впервые. Замечаете ли какие-то изменения, происходящие в городе?

- Вчера звоню Жене Дятлову, говорю: «Жень, надо поздравить человека, не мог бы ты мне помочь, я не успеваю в Питер приехать» он мне отвечает: «Серега, я уже еду в поезде в Смоленск, завтра концерт». Да ты что, говорю, и я завтра в Смоленске... И вот так мы сегодня, друг напротив друга, он — в драмтеатре, а мы - в филармонии. Женя не знает город, я когда я у него спросил вчера, где именно он дает в Смоленске концерт, тот ответил: «Я не знаю, меня привозят, встречают, увозят». Такая, показательная история — у всех артистов происходит примерно так. Сегодня мы выехали в 9 часов утра, в 16 часов приехали, время и силы есть только чтобы выйти из автобуса и прийти в себя, настроиться на концерт. Хорошо, если удастся поужинать не в дороге, а в городе. Конечно, мы ничего не видим.

«RNB и классика? Здорово!»

- Совсем недавно Вы давали концерт в Санкт-Петербургской филармонии, есть возможность сравнить два разных зала, публику столичную и провинциальную. Чувствуется ли разница?

- А теперь объясните мне, что Вы считаете столицей и провинцией в этой паре — Смоленск и Питер?.. Для меня залы, люди абсолютно тождественны.

- Осенью прошлого года у нас в Смоленске прошел необычный концерт - «Классика в джинсах», когда академические музыканты на открытой площадке в городском парке исполняли классику, народную музыку и даже советские шлягеры, позабыв о привычном дресс-коде, переодевшись в джинсы. Как Вы, как музыкант, не чурающийся экспериментов, относитесь к такому смешению стилей, к популяризации классики? Как, по-вашему, должны проходить такие эксперименты и на каком уровне?

- Все, что ни происходит, должно быть на хорошем профессиональном уровне — это главное. Это не может быть на уровне Pussy Riot. К экспериментам я отношусь положительно, если они проводятся со знанием самого объекта эксперимента. Если человек хорошо знает RNB и классическую музыку, и хорошо их соединяет, то это же здорово. Во время написания академических произведений они выглядели определенным образом, сейчас они могут выглядеть, восприниматься иначе, только нельзя это понимать и делать прямолинейно, искусственно и неинтересно. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах