Этим летом смоленская областная Дума приняла важный для региона, но малопонятный простым гражданам закон о приоритетных инвестиционных проектах. Или, если быть точнее, внесла поправки в уже существующий закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области». Как бы то ни было, но отныне в области существует понятие «приоритетный инвестиционный проект», которое сулит втиснувшимся в его рамки инвесторам солидные налоговые и финансовые льготы.
О том, насколько Смоленской области был необходим подобный закон, стоит ли в ближайшее время ждать роста активности инвесторов, желающих вложить свои миллионы в проекты на Смоленщине, и как введенные санкции отразились на инвестиционном потенциале регионе «АиФ-Смоленск» рассказывает экономико-географ, доцент Московского государственного областного университета Михаил Евдокимов.
Помощь по-крупному
Анна Александрова, «АиФ-Смоленск»: Михаил Юрьевич, как вы считаете, закон о приоритетных инвестпроектах Смоленской области действительно необходим?
Михаил Евдокимов: На самом деле, с принятием этого закона на Смоленщине даже запоздали! В других регионах подобные законы функционируют уже давно: в Калужской и Тверской областях их приняли еще лет пять назад, в других регионах – за два-три года раньше нас. Можно даже сказать, что Смоленская область – один из последних регионов центральной России, который принял закон такого типа. И сомневаться в его эффективности уже не приходится: свою эффективность он доказал везде.
Второй завод Volkswagen, как в соседней Калуге, к нам при всем желании прийти не смог бы. Но начинать с чего-то нужно, а подобный закон дает старт преодолению бюрократических препятствий.
Конечно, в каждом регионе у таких законов есть свои тонкости и разности, которые определяются местными условиями и особенностями. И главный вопрос, который стоит задать – насколько смоленский закон привлекательнее и эффективней тех, что действуют у соседей. Прежде всего нужно отметить, что смоленский закон рассчитан на очень крупных инвесторов; на самые «лакомые» субсидии смогут претендовать лишь те инвесторы, которые возьмутся за реализацию проекта стоимостью не менее трех миллиардов рублей. А на сегодняшний день сложно даже представить подобный проект на Смоленщине! Да и введенные санкции сделали появление на смоленской земле крупных инвестором событием маловероятным; дело даже не в том, что у них нет денег, деньги есть, а вот юридических и других проблем в сложившихся условиях стало заметно больше. Так что второй завод Volkswagen, как в соседней Калуге, к нам при всем желании прийти не смог бы. Но начинать с чего-то нужно, а подобный закон дает старт преодолению бюрократических препятствий. Хотя, с моей точки зрения, его необходимо было создавать прежде всего для малого бизнеса; по этому пути не пошел никто из соседних регионов.
- Даже с учетом запоздалости появления, этот закон ведь может стать полезным для региона?
- Если говорить о сельском хозяйстве и многих перерабатывающих производствах, то закон вступил в силу очень вовремя. Особенно это актуально в условиях принятого властями курса на импортозамещение и запрета на ввоз целого ряда продуктов из-за границы. До этого большая часть инвестиций в стране была на стороне машиностроения и сборочных производств; теперь же на первый план вышли сельское хозяйство, производство продуктов и частично – лесопереработка. И в каждом из этих направлений у Смоленска есть свои преимущества. Тем более что практически под боком у нас есть огромный рынок сбыта в лице столичного региона.
И, конечно, новый закон может дать Смоленской области то, чего ей так не хватало все эти годы – развитие туристической индустрии. Причем не мелкой, которая худо-бедно существует на смоленской земле и сегодня; речь идет о крупных базах отдыха и санаториях. То, что на подобные объекты будет спрос, сомневаться не стоит. Восточная часть области может превратиться в большой кластер туризма для Москвы и Подмосковья: земли для этого здесь есть, природных условий тоже пока хватает, единственное, чего пока не достает – это инвестиций.
Закон также может оказать большое влияние на развитие транспортной инфраструктуры, ведь Смоленщина – транзитная область. И развивать данная инфраструктура могла бы не стихийно, как это происходит сейчас, а целенаправленно: в области появились бы крупные логистические центры и так далее.
Закон также может оказать большое влияние на развитие транспортной инфраструктуры, ведь Смоленская область – транзитный регион. И развивать данная инфраструктура могла бы не стихийно, как это происходит сейчас, а целенаправленно: в области появились бы крупные логистические центры и так далее. Вдобавок, несмотря на все попытки сделать хоть что-нибудь с аэродромом Северным, успехом дело так и не увенчалось. Между тем при помощи серьезных инвесторов его вполне можно было бы превратить в крупный, хороший и качественный логистический центр (по крайней мере – по масштабам Центральной России). Свою выгоду из нового инвестиционного закона могут извлечь и все пограничные и периферийные районы области – предложенные льготы вполне могут послужить приманкой для инвесторов из соседних регионов. Выгодным станет и создание совместных предприятий, например, российско-белорусских.
Прогресс с опозданием
- То есть новый закон вы все же оцениваете положительно?
- Да, в общем и целом данный закон можно назвать важным и нужным. Главное сейчас – разработать грамотную программу его реализации. Если это будет сделано, то с инвестициями на Смоленщине, скорей всего, все «срастется», ведь с конкурентной точки зрения мы расположены гораздо лучше, чем южная Брянская или северная Псковская области.
- А что же раньше отпугивало от Смоленской области крупных инвесторов?
- Инвесторы в Смоленскую область приходили, и не один раз, а вот остаться и прижиться здесь им действительно не удалось. Прежде всего это, конечно, происходило из-за бюрократических препон, которые теперь, с вступлением в силу нового инвестиционного закона, практически полностью сняты. Правда, теперь в полной мере реализовать свой новый потенциал Смоленщине мешают санкции; все-таки большая часть крупных капиталов имеет иностранное происхождение. Поэтому я и говорю, что данный закон немного запоздал; прими мы его года два-три назад – и все наверняка было бы совсем по-другому.
- Уже в этом году на Смоленщине стартует строительство двух крупных индустриальных парков – под Смоленском и в городе Сафонове. Несколько тысяч рабочих мест, внушительные налоговые отчисления и, конечно, налоговые льготы, призванные привлечь в регион крупных резидентов. Какая судьба, на ваш взгляд, ждет это начинание?
- И снова для создания таких объектов выбрано далеко не самое удачное время, их нужно было делать раньше или позже. Сейчас у нас нет ни денег на подобные проекты, ни технологий для их осуществления, которые прежде мы могли без проблем получить на Западе. Так что с индустриальными парками все хорошо пока что только на словах, в реальности же связанных с ними проблем пока гораздо больше, чем реальных возможностей. Конечно, если бы вдруг внезапно отменили санкции, все стало бы гораздо проще…но это утопия!
- Быть может, существуют какие-то еще способы повысить инвестиционную привлекательность региона?
- На региональном уровне других способов сейчас практически нет: Смоленская область – депрессивный регион, с убывающим населением и явной проблемой нехватки многих квалифицированных кадров. Так что то же строительство индустриальных парков – задел на далекое будущее, а вовсе не на ближайшие перспективы. Так мы медленно подобрались к самой главной проблеме Смоленской области – мы всегда отстаем от соседних регионов лет на пять. Мы не желаем рисковать, пробовать что-то новое; лишь увидев, что в других регионах данный проект стал успешным, мы начинаем шевелиться и пытаемся перенести удачный опыт на смоленскую землю. Но, как известно, кто не рискует – тот не пьет шампанского! Нам нужно рисковать. Ведь, пока мы ждем положительных результатов, другие снимают за нас все сливки!