Примерное время чтения: 7 минут
1324

На старый лад. Историк о русских традициях встречи Рождества и Нового года

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Смоленский выпуск 26/12/2018

Как отмечали Рождество и Новый год и какой смысл в это вкладывали? Нужно ли возрождать народную мифологию? Об этом мы побеседовали со смоленским историком Антониной Смирновой.

«Греть предков»

- Сейчас мы называем Новый год и Рождество главными праздниками года и, чтобы их весело отметить, уходим на длительные каникулы. А как было раньше?

- Время от Рождества до Крещения носило название белые Святки (потому что были ещё зелёные, летние Святки). В этот период крестьяне были обязаны отложить все дела. Выполняли только работу, без которой не обойтись: готовили еду, кормили скот, ухаживали за детьми. Это был период отдыха, после которого возобновлялась подготовка к новому сельскохозяйственному году. И одновременно это было очень ответственное время, когда совершали обряды, от которых зависели урожай и благополучие в будущем году. Святочные обряды являлись осколками более древней картины мира, существовавшей до принятия христианства. Как целостный цикл эти обряды сохранились к началу XX в. только в крестьянской среде и отчасти в малых городах.

Святки изначально были связаны с зимним солнцестоянием. Считалось, что, чтобы солнце начало двигаться к весне, нужно было ему помочь, подтолкнуть в небо. В Святках чётко прослеживаются три доминанты. Это, во-первых, обряды и некоторые магические действия, направленные на обеспечение благополучия, урожая, здоровья. Вторая доминанта - это культ предков, ушедших в мир иной. Считалось, что в это время границы миров стирались, и они могли на некоторое время прийти в наш мир. К ним обращались за помощью, приглашали на праздничную трапезу. На Смоленщине перед Рождеством был обычай «греть предков» - на дворе разжигали костёр из соломы, и считалось, что предки придут к нему погреться. Третья доминанта Святок - это брачный мотив, в это время проявлялись симпатии, парни и девушки искали себе пару.

На свинке – золотой щетинке

- Какие традиции связаны с кануном Рождества - Сочельником?

Досье
Антонина Смирнова родилась на Смоленщине, в селе Козулине, ныне относящемся к Сафоновскому району, в семье сельских учителей. Школу окончила в Вязьме, высшее образование получила на историко-филологическом факультете Смоленского педагогического института. Являлась научным сотрудником в смоленской научно-реставрационной мастерской, более 30 лет проработала в пединституте. Доцент, заслуженный работник культуры РФ.

- Молодёжь колядовала. Этот обычай восходит к глубокой древности. Не совсем понятно, кто такая Коляда. Есть предположение, что это божество, которое вело за собой солнышко. «Приехала Коляда накануне Рождества, - поётся в колядках. - На чём Коляде ехати? Ехати на сивенькой свинке». Кстати, свинья у многих народов тоже связана с солнышком. Фрея - скандинавская богиня весны - ездит на свинке - Золотой Щетинке.

В песнях-колядках, как правило, содержится благопожелание. Но колядующие могли и угрожать, требуя обрядового подаяния, ведь они символизировали выходцев из иного мира. «Кто не даст пирога - мы корову за рога». Были и посильнее угрозы: «На новый год осиновый гроб». Или: «Не дадите нам блинка - мы хозяину пинка».

Взрослые разводили костёр во дворе, чертили кресты на притолоке дома, хлева, перед вечером приносили в дом дожиночный сноп - последний унесённый с поля и специально сохранённый до Святок

- Что было принято есть на Рождество?

- Весь день накануне Рождества не ели ничего - это был последний день поста. Только после появления первой звезды брались за вечернюю трапезу, которую называли «бедная кутья». Кутья, как понятно из названия, была тут ключевым блюдом. Готовили её не из риса, как сейчас. Это была своеобразная каша из отваренной в воде ржи или пшеницы, политая сытой - растворённым в воде мёдом. Кутью называли сочиво, отсюда и название - Сочельник. Рядом ставили взвар - отвар из ягод. Все эти элементы были значимы. Зерно символизировало продолжение жизни, ягоды - изобилие, мёд - это напиток богов. Разговлялись утром, после ранней обедни. Здесь уже было всё, исходя из достатка семьи.

- Чем занимали время от Рождества до Нового года?

- Молодёжь развлекалась на игрищах. Богатые крестьяне, у которых дочки на выданье, сами устраивали игрища, отдавали под них дом. Семьи победнее готовили игрища в складчину. На игрища, в отличие от обычных посиделок, могли приходить все - даже парни из соседних деревень. Молодёжь пела песни, участвовала в разных играх, имевших брачный подтекст. Во время игр выявлялись симпатии.

Непременные участники игрищ - это ряженые в масках: медведь, коза, кобыла, были и персонажи-мёртвые. На Смоленщине этнограф Владимир Добровольский описал игру в покойника. Мужчине на голову надевали тыкву с прорезями для глаз и рта и возили по деревне, а девушки должны были его целовать.

Ещё одно развлечение - катание с гор. И это была не просто весёлая игра на свежем воздухе: чем дальше прокатятся саночки, считали на Смоленщине, тем длиннее будет лён.

Богатая кутья

- Как отмечали Новый год?

- На Новый год была уже «богатая кутья» - щедрое угощение, весёлая трапеза. Перед этим обмолачивали последний сноп, и из зёрнышек некоторые хозяева на столе выкладывали крест, покрывали скатертью, а на скатерть уже ставили угощения - мясо и самые разные пироги: с кашей, овощами, ягодами, грибами, мясной начинкой, маленькие и большие, открытые и закрытые, курники, кулебяки. Готовили холодец, пекли блины, которые были одним из важнейших обрядовых блюд.

Но главным обрядовым блюдом на этот праздник была свинина. Богатые крестьяне даже цельного поросёночка ставили на стол, хозяин разрезал его и кусочки давал членам семьи. А самый младшенький сидел под столом и хрюкал - это обеспечивало богатство дома в будущем.

Вымолоченные из последнего снопа зёрнышки давали мальчикам-обсыпальщикам. В первый день Нового года они ходили по домам, желали всем добра и здоровья и обсыпали этими зёрнами их обитателей. Рассыпанное зерно хозяева подбирали и добавляли в то, которое готовили для весеннего сева.

- А когда у нас появилась традиция ставить ёлку?

- Ёлка пришла из Германии. В России эту традицию ввёл Пётр I. Я полагаю, что в средние века и у нас было своё праздничное дерево. Оно символизировало древо жизни - ось всего мира, на которую нанизаны мир мёртвых, мир живых и мир богов. Отзвуком этого древа была, например, яблоня, которую, украшенную яблоками и конфетами, в XVII веке носили на Вербное воскресенье.

- Как вы думаете, нужно ли возрождать древние обряды?

- Я считаю, что нам нужно их изучать и сохранять о них память. Но возродить их в полном смысле не получится. Потому что нет уже той картины мира, изменилось мировоззрение людей и общество. Нам не удастся поверить в то, во что верили предки, увидеть мир их глазами. Да и знания об их мире, которые мы имеем, собраны по крупицам, это только частички богатой мозаики, большая часть которой уже утрачена.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах