Факты, полученные Николаем Ворониным и Петром Раппопортом в результате изучения руин собора на Протоке, свидетельствуют о том, что этот храм, относившийся к какому-то значительному смоленскому монастырю был связан с деятельностью именно св. епископа Игнатия. Об этом в первую очередь свидетельствует время его строительства: самый конец XII – первое десятилетие XIII века. Не будем забывать, что упоминание о св. епископе Игнатии датируется 1206 годом.
Непростой монастырь
В том, что собор на Протоке относился не к простому монастырю, а вероятнее всего, к главному епископскому, то есть к монастырю Положения риз Богоматери, нас убеждает то, что все «нижние части стен храма целиком заняты аркосолиями. Их здесь 11 <…> Они сооружены одновременно складкой стены, т. е. собор с самого начала был задуман как мавзолей-усыпальница, что <…> было функцией и примкнувших к нему галерей».
Советские ученые-археологи обнаружили также еще один интересный факт, который свидетельствует в пользу того, что, возможно, именно сюда переехал в конце своей жизни главный заказчик и строитель монастыря Положения риз Богоматери – св. епископ Игнатий. – «Кроме деревянной алтарной преграды, в интерьере храма была еще одна деревянная деталь: вероятно, скамья почетного (может быть, ктиторского) седалища с восточной стороны юго-западного столба, где известковый пол также имеет прямоугольную выемку». Исследователи отметили, «что подобное расположение ктиторского кресла встречается в русской архитектуре и гораздо позже.
Следует упомянуть, например, царское место Ивана Грозного в московском Успенском соборе. В бесстолпной шатровой церкви в с. Кушалино (конец XVI века) место заказчика храма находилось также напротив правой трети иконостаса, где была расположена храмовая икона богоматери». Об особом отношении св. епископа Игнатия к созданному им монастырю свидетельствует и Житие св. Авраамия Смоленского: «преподобный же епископ к мнозем глаголаше и благодатию же божиею прозря духовныма очима, яко имать прославити бог место се и молитва пресвятыя богородица, и мнози имуть в нем спастися о Христове благодати о бозе, пребывающее и в нем притекающее христолюбивии людие».
Святой Авраамий и глубинные книги
Археологами были также обнаружены и некоторые факты, свидетельствующие о том, что деятельность святого Авраамия Смоленского была связана именно с собором на Протоке. Например, на стене южной галереи, по фресковой росписи была процарапана надпись (граффити) о «врагах-игуменах». Академик Рыбаков, проанализировав эту надпись, пришел к выводу, что она была сделана в пору гонений «на Авраамия Смоленского в первом десятилетии XIII века». Но, современные российские ученые, вновь проанализировав эту надпись, пришли к другому выводу. По их мнению, она датируется 1240 – 1320 годами. На одном из фрагментов древней фресковой росписи было обнаружено и имя «Аврам», которое было выцарапано, скорее всего, одним из его сторонников.
Следует заметить, что деятельность св. Авраамия Смоленского оценивалась его современниками весьма противоречиво. Некоторые священники даже обвиняли его в ереси, и по их доносу его судили. «Суд над Авраамием состоялся «на дворе владычнем» в присутствии князя, и в этот день преподобный был оправдан, несмотря на то, что священнослужители пытались настроить против святого народ и готовы были, «если бы можно было живьем его пожрать»». Но самым страшным обвинением было то, что блаженный «глубинныя книгы почитаеть». Ведь «обвинение в этой ереси преподобного Авраамия было для того времени достаточно серьезным и давало основания видеть в нем волхва и колдуна, хотя в действительности ни в образе жизни Авраамия, ни в его учении не было следа манихейства или богомильства».
Впрочем, надпись о «врагах-игуменах», обнаруженная в соборе на Протоке неопровержимо свидетельствует о том, что после смерти св. Авраамия гонения на его сторонников в Смоленске продолжались. Выше уже также упоминалось и о том, что в результате анализа сохранившихся фрагментов фресковой росписи Николай Воронин пришел к выводу, «что в храме на Протоке, древние художники не просто слепо копировали орнаменты или рисунки на дорогих тканях и писали полилитию, а вкладывали в них какой-то тайный «глубинный» смысл». Таким образом, вопрос о знакомстве св. Авраамия с глубинными книгами и скрытым смыслом его учения, ввиду недостаточности наших знаний пока остается открытым.
Еще один довод
Все вышеизложенное, несомненно, свидетельствует в пользу того, что собор на Протоке и был тем самым монастырем Положения риз Богоматери, который в самом конце XII века стал строить св. епископ Игнатий, а игуменствовал в нем св. Авраамий Смоленский. Но существует и еще одна деталь косвенно подтверждающая, что именно здесь изначально могли храниться мощи св. Игнатия и Авраамия, на которую почему-то до сих пор не обратил внимания никто из исследователей. На плане раскопанного археологами собора на Протоке хорошо видно, что с северо и с юго-запада, к комплексу были пристроены два маленьких храмика. Ученые сразу же установили, что эти храмики были построены как мавзолеи-усыпальницы. «Капелла была задумана <…> как усыпальница, возможно принадлежавшая одной знатной семье». В отличие от храма и галерей, южная капелла, так же, как и северная, не была расписана. – «Существенно, что в завале щебня над капеллой не встречено ни одного обломка штукатурки с росписью.
Очевидно, ее и не существовало: капелла по каким-то причинам не была закончена внутренней отделкой…» Если предположить, что эти два храмика были построены специально для хранения мощей св. Игнатия и Авраамия, то, становится понятным, почему их не успели расписать. Очевидно, что эти небольшие мавзолеи-усыпальницы были построены в последнюю очередь. Возможно, их возводили в 1220-х годах, или даже позднее. В таком случае, этому мог помешать начавшийся экономический упадок Смоленского княжества. Который был вызван, возможно, с одной стороны участившимися грабительскими набегами литовских племен, а с другой общерусским погромом произведенным монголо-татарами. Так что, очень может быть, что храмики-усыпальницы успели построить, но, к сожалению, у церковных властей уже могло и не хватить средств на их роспись.
Эпоха духовного и нравственного подъема
Эпоха Авраамия Смоленского являлась для Смоленска периодом высшего духовного и нравственного подъема, временем развитой культуры и философских исканий. В тот, поистине, «золотой век», в Смоленске шло энергичное строительство храмов. Да и сам городской воздух, пропитанный атмосферой повышенной общественной активности «простого всенародства» и классовых боев, так сильно влиял на духовную сферу, что в купе с прекрасным образованием, которое тогда мог получить практически любой свободный горожанин, и могло привести к вольнодумству «Авраамия Смоленского, оценивавшегося его современниками как прямая ересь».