Для киносценаристов семья Агаповых из деревни Дубосище Глинковского района – настоящая «золотая жила». Скромный деревенский почтальон Владимир Михайлович и его жена Ирина Николаевна воспитали 10 своих и 6 приёмных детей, самому старшему из которых 38 лет, а самому младшему – всего 10. А еще Агаповы стали бабушкой и дедушкой 15 внуков, обладателями кубка фестиваля «От спортивной семьи к Олимпийской победе», прошедшего вначале июня в Сочи, и получили из рук Владимира Путина орден «Родительская слава». Но это – еще не самое интересное. Корреспондент SMOL.AIF.RU навестила вернувшихся из Сочи Агаповых, и узнала, как глава семейства еще до встречи приснился своей любимой и как и без того большая семья решилась взять несколько приемных детей.
Вещий сон выпускницы
Родилась большая смоленская семья в знойном Ташкенте. В этом южном городе, еще во времена Советского союза, и познакомились Владимир и Ирина. Причем, состоялось их знакомство сразу же после вещего сна Ирина Николаевны.
«Было мне на тот момент 18 лет, я готовилась к школьным выпускным экзаменам, десятый класс, большая ответственность, - вспоминает бойкая блондинка, мать-героиня и явный лидер семьи Ирина Агапова. – Пришла с консультации да от усталости спать завалилась. И снится мне сон, как подходит ко мне парень, высокий, интересный такой, что-то говорит, но я не слышу, потому что меня уже отец будит: «Вставай, к тебе подружка пришла!» И действительно, пришла подруга, да не одна, а с парнем. Смотрю, а это ж он – тот самый молодой человек из моего сна! «Вот, это Володя» - представила она его, а я вдруг и говорю: «Никаких Володей! Вовой звать буду!» Так вот и познакомились, и остались вместе на всю жизнь».
Удивительный дар видеть ближайшее будущее так и остался с Ириной Николаевной. Правда, вещих снов она более не видела, зато могла с завидной точностью предсказать пол и дату рождения своего будущего ребенка, чем частенько удивляла супруга и ставила в тупик медиков. Врачи только руками разводили, когда женщина в назначенный ею же самой день воплощала предсказания в реальность.
«Я всегда знала, когда рожу, - смеётся Ирина Николаевна. – Например, сказала, что день рождения отгуляю и рожу – так и случилось. Я второго числа отпраздновала, а третьего пошла рожать. Родила девочку за два с половиной часа. Доктора в шок впали: «Так быстро?!» А для меня это нормально. Я рожала, как семечки щёлкала. Я же всегда в движении, мне надо крутиться, вертеться, общаться, чтобы детей вокруг меня – куча... А когда я первого рожала, то мужу заявила, что девочка будет. Он мне: «Посмотрим еще», а я: «Нет, девочка будет. Буду тебе девок рожать». Так и вышло. Это уже когда сюда, в Дубосищи переехали, я спросила: «Ну, что? Мальчиков рожать будем?» Муж только рукой махнул, мол, опять девчонки пойдут. Но я сказала, что мальчики – и родила мальчика».
Бегство
До начала 90-х семья Агаповых жила в Ташкенте. Не бедствовали, но и не шиковали. Ирина Николаевна умудрялась детей рожать и трудиться на пяти работах – двух официальных и трёх надомных. От ташкентского метрополитена - одного из мест работы - многодетная семья получила две квартиры – четырёхкомнатную и двухкомнатную, от государства - три награды: за четвертого, пятого и седьмого ребенка. Однако вскоре Агаповым пришлось всё бросить и бежать из Ташкента.
«Когда начался развал СССР, Ферганская долина, все эти события, - вспоминает мать-героиня, - мы решили уехать, потому что русским в Узбекистане жить стало совсем невозможно. Но мы не сразу уехали. Я часто Вове предлагала: «Поехали в Россию, поехали!» А он отказывался, мол, там то-то и то-то творится, там стреляют, убивают, грабят, жгут. А ему: «Ну и что, если там сожгут или убьют, всё-таки Россия. А тут – неизвестно что!». Но Вова только посмеивался надо мной, а однажды вернулся с работы: «Всё! Не хочу больше!» Ну, мы тут же собрали чемоданы, загрузили мебель в контейнеры, бросили квартиры и уехали».
Почему выбор пал именно на Смоленщину, супруги толком объяснить не могут. Скорее всего, сыграли свою роль учёба Владимира Михайловича в Смоленском автотранспортном техникуме и наличие в регионе родственников Ирины Николаевны.
Вскоре по приезду Агаповы заключили договор с совхозом в Дубосищах, который через некоторое врем развалился так же, как «нерушимый», и занялись продолжением рода. Именно здесь, на Смоленщине, Ирина Николаевна родила мужу первых сыновей и взяла на воспитание шестерых ребят, расширив семейство до шестнадцати «я».
Любовь без границ
«Я давно хотела взять ребенка, еще когда столкнулась с проблемой младшего сына, который, сейчас... - в глазах Ирины Агаповой на мгновение поселяется грусть, – мальчик у меня погиб, - продолжает она тихо. - Ему было два с половиной года, и врачи по неосторожности занесли ему стафилококк в кровь. Так вот попали мы в реанимацию в Смоленске. Ну, а в больнице была палата с брошенными детьми. Никто ими особо не занимался, сидят они в кроватках и сидят. И смотрю, маленькая девочка увидела меня и ручонки свои ко мне тянет. Тут у меня сердце ёкнуло! К тому же самый мой любимый возраст – года 2-3. Люблю таких карапузов, ничего поделать не могу. Вот тогда и решила взять ребенка из детдома».
Так в 2005 году в семье Агаповых появилось двое приемных детей, а потом еще четверо. Родные дети Ирины Николаевны одобрили поступок матери, ревновать к новым членам семьи никто не стал.
Владимир и Ирина привыкли к домашней круговерти. Сыновья и дочери, их товарищи, приятели товарищей, родственники – дом Агаповых никогда не пустовал. Остаться на ночь? Да запросто! Дружно прополоть огород? Нет проблем! Каждому по грядке – и вперёд на трудовые подвиги!
Конечно, поначалу приёмные дети показывали свой характер, но Ирина Николаевна нашла подход ко всем.
«Кого приласкаешь, кому по попе, и такое бывало, - признается женщина. – Но чаще всего я использовала метод убеждения. Своего добилась только разговорами и объяснениями. Да, тяжело было. Они сначала соглашаются, кивают, а через пару дней забывают. Ну, дети есть дети, приходилось снова разговаривать да объяснять».
А на вопрос «Трудно ли уделить внимание каждому ребёнку?» Ирина Агапова отвечает, не задумываясь: «Не трудно. Те, у кого один-два ребёнка, считают почему-то, что всем внимания не уделишь, кому-то достанется больше, кому-то меньше. А когда детей много, нет разграничений. Я не делю детей на своих и чужих, всем внимания поровну уделяю, всем любви и ласки достается».
Сочинский вояж
Сегодня в доме Агаповых живут лишь шестеро приемных детей, две старшие дочки да трое внуков. Остальные «птенцы» Ирины Николаевны и Владимира Михайловича давным-давно вылетели из «гнезда» и обосновались в Смоленске. Однако отец и мать никого не забывают. Если вдруг взрослым детям требуется помощь, Ирина и Владимир без раздумий подставляют своё родительское плечо. Потому автомобиль в хозяйстве Агаповых – вещь незаменимая. Кого в больницу свезти, кого на выступление, а кого и из Смоленска забрать. Но одной машины на большую семью явно не хватает. А если учесть, что Интернет и сотовая связь в Дубосищах отсутствуют как класс, то общение родственников, проживающих в разных населенных пунктах, становится проблемой. Решить «больные вопросы» поможет орден «Родительская слава», положенный российским родителям, воспитавшим 7 и более детей.
Долгое время Ирина Николаевна обивала пороги местных соцзащитных инстанций по поводу причитающегося ордена, но получала лишь отказ за отказом. Работники органов социальной защиты недоумевали, что нужной этой активной женщине? Мол, дети сыты, обуты, одеты, семья на хорошем счету, чего еще желать? Зачем орден?
«После очередного отказа я обиделась, – гордо встряхивает головой Ирина Агапова. – Да что ж такое! Все получают, а я-то чем хуже? Пошла к нашему главе администрации, рассказала ему, что ходила, ходила, а толку никакого… Он и побеспокоился о том, чтобы мы в список попали да орден получили. Так вот в Сочи и оказались».
В городе зимней Олимпиады смоленская «делегация» оказалась самой большой – 11 детей и двое родителей, итого – 13 человек. За пару дней дружная команда Агаповых успела завоевать кубок фестиваля «От спортивной семьи к Олимпийской победе», получить из рук президента России Владимира Путина орден «Родительская слава» и пообщаться с первыми лицами государства, в частности с министром здравоохранения РФ.
«На приёме после награждения мы сидели рядом с Вероникой Скворцовой, - вспоминает Ирина Агапова. – «Вы, не стесняйтесь, – говорит она, - просите, что вам необходимо». Ну, мы попросили машину, Интернет провести да дочку нашу устроить в смоленскую медакадемию. Она уже три года как пытается туда поступить на стоматолога, сдаёт ЕГЭ, баллы хорошие, но, говорят, бюджетных мест мало. По поводу машины обещали сегодня-завтра позвонить, а по остальному – дай бог, чтобы помогли».
А вот пообщаться с президентом Агаповым не удалось, всё своё внимание Владимир Путин уделил крымской семье. Но Ирина Николаевна на главу государства не в обиде, мол, ему о стране думать надо, и Крым сейчас важнее.
«К президенту постоянно кто-то подходил, а в конце вечера он быстро встал и ушёл со своей свитой, - качает головой мать-героиня. - Наверное, дела какие-то, что даже отдохнуть не может. А вообще он такой же, как по телевизору показывают, один в один. Хороший такой мужчина, добрый».
Послесловие
Агаповы до сих пор живут в небольшой деревеньке Глинковского района. На их огороде по-прежнему растут корнеплоды-овощи и цветет ромашка с другими лекарственными травами, заботливо посаженными рачительной и дальновидной Ириной Николаевной. По-прежнему дети Агаповых составляют костяк малокомплектной школы, которая каким-то образом избежала закрытия. Никто из видевших самого Путина и общавшихся с Вероникой Скворцовой не загордился и не заболел «звёздной болезнью», как поначалу предполагали односельчане.
И пусть некоторые жители Дубосищ всерьез полагают, что Агаповы зарабатывают на приёмных детях, Ирине Николаевне нет дела до людских пересудов. Она собирается взять еще двоих ребят – мальчика и девочку.
«Да, до сих пор многие говорят, что мы зарабатываем на детях, - хмурит брови Ирина Агапова. – А вы попробуйте на те шесть с половиной тысяч, что дает государство на каждого, ребенка не только одеть, обуть, накормить, но еще и в школу отправить. Я же не ради денег детей беру! Я просто их люблю. Потому что дети – наше продолжение».
Кстати, пример Ирины и Владимира оказался весьма заразительным. Родная сестра матери-героини и некоторые односельчане, увидев, с какой легкостью Ирина Николаевна управляется с детьми и внуками, сами решились взять на воспитание приёмных детей. И кто знает, возможно, в будущем деревня Дубосище Глинковского района прославится именно как населенный пункт, где живут, возможно, самые заботливые и любящие родители Смоленщины.