Примерное время чтения: 9 минут
1536

Многодетная деревня. Смоленскую глубинку от вымирания спасли приемные дети

Фото Михаила Ефимкина

По дороге в деревню Шапы, которая находится в двадцати километрах от Демидова, можно увидеть только покосившиеся остовы деревянных домов, да полуразрушенные объекты народного хозяйства СССР. Асфальтовой дороги до деревни никогда и не было, а сотовую связь туда проводить не хотят, потому что никакая вышка в этом районе просто не окупится. Работать местным жителям негде, да и некому, почти все на пенсии или предпенсионного возраста. Но, несмотря на все эти социальные неудобства, Шапы выживают и даже подают пример прямо таки героической борьбы за свою жизнь.

Закроем все учреждения

В 2006 году шаповцы столкнулись с крайне серьезной проблемой. Встал вопрос о закрытии местной школы. На 10 учителей тогда приходилось шесть учеников, самое крупное сельское учреждение стало нерентабельным. Три учительницы пошли на решительный шаг, они взяли в свои семьи нескольких детей, чтобы в школе было хотя бы по одному ребенку на класс. После этого в Шапах начались по настоящему массовые усыновления. За эти годы через шаповские семьи прошло 52 приемных ребенка, некоторые которые уже выросли и упорхнули из деревни. Сейчас в Шапах – 38 приемных мальчишек и девчонок, всего 15 приемных семей.     

- Недавно к нам в гости приезжал губернатор Алексей Островский, у нас все к нему положительно относятся, приятно его послушать, - говорит мать трех приемных детей Ольга Дральнова. – Обещал дать всем по 100 тысяч рублей, прямо не знаю, что мы с ними будем делать, наверное, закроем все учреждения и поедем отдыхать.

Нажиться на детях?

С Ольгой Дральновой и Людмилой Мартыновой, двумя из 15 приемных матерей деревни Шапы мы встретились на их работе, в сельском ДК. Они рассказали о том, сколько препятствий им удалось преодолеть, прежде чем они взяли детей из детдома.  
  
- Когда первые три учительницы решили взять детей из детдома они практически ничего не афишировали, боялись пересудов, - говорит Ольга Васильевна. – Потом еще семь семей решились взять себе детей. Наговаривали, смотрели искоса, знаете, как оно в деревне, почему взяли детей, мол нажиться хотим, им плевать, что школы не будет. Да и разве наживешь на то пособие, которое мы получаем. Вот у Людмилы Ивановны, например, четверо ребят, попробуй всех прокорми, одень. На ребенка нам выплачивают пособие 5900 рублей. Ну, и зарпалаты наши невеликие…. На этом не наживешься, хорошо хоть односельчане помогают, кто одеждой, кто обувью, да в магазине продукты можно взять в долг. А велосипеды и лыжи всем надо. Несмотря на то, что у нас в деревне и связи-то сотовой нет, а телефоны у всех детей есть.

Родительский сертификат

Сегодня у Ольги Дральновой четверо детей, родной 18-летний Денис собирается идти в армию, а трое приемных, Света, Женя и Данила еще ходят в школу. У Людмилы Мартыновой сразу четверо ребят – два Сергея, Максим и Саша, все школьники. Есть у Людмилы Ивановны и собственные дети, Татьяна и Алексей, сейчас им по 27 лет, они уже живут отдельно.


Для того, чтобы «обзавестись» таким количеством приемных детей женщинам деревни Шапы пришлось, что называется попотеть.    
- В Смоленске мы учились в «школе приемных родителей», с нами работали психологи, педагоги, социальные работники, органы опеки проверяли нас и так и сяк, пришлось собрать кучу справок, - вспоминает Людмила Мартынова. – Особенно выбирать детей не давали, подбирали нам уже в детдомах, я вот, например, сначала хотела девочек, а теперь у меня четверо мальчишек.


Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Сколько бы не было в шаповских семьях своих и приемных детей, все стараются жить дружно. Дети помогают по хозяйству, родители, оберегают, как родных.
- У нас дома все строго, после пяти часов ни шагу на улицу, если есть в клубе какая-нибудь детская дискотека, то тогда до полвосьмого задержаться можно, - говорит Ольга Васильевна.


Во время нашего разговора в комнату вошел местный почтальон дядя Валера. Из красной сумки он достал целую кипу квитанций, пожаловался на то, что в у них в районе сложно подписаться даже на самые популярные областные газеты. Работой почтальона на селе не заработаешь, зарплата чуть больше трех тысяч, приходится подрабатывать, а в его семье, между прочим, тоже двое приемных детей.   


Как оказывается, время от времени некоторые из биологических родителей детей дают о себе знать и интересуются их судьбой, кто-то даже приезжает в гости, однако, забирать назад никто не спешит. 

Первая встреча

С особым трепетом женщины вспоминают свои поездки в детские дома и своих усыновленных «первенцев», которые с течением времени становятся им, как родные. 
- Когда мы приезжали в детский дом, у нас просто сердце кровью обливалось. Со всех сторон к нам бежали дети и кричали: «Мама!», «Папа», «Ну, что я совсем плохой! Возьмите меня к себе!», - со слезами на глазах вспоминает Ольга Васильевна. – От моего первого Женьки меня многие отговаривали, убеждали, что он совсем плохой, а у меня ведь хороший. Помню в тот день, когда мы приехали его забирать, я забегалась, подписывая разные бумажки. У детей должен был начаться тихий час, а он все сидел на подоконнике, смотрел на меня и не ложился спать. Я не выдержала и попросила старшего сына забрать его, посадить в наш автобус и покормить. Одежда у нег была совсем плохенькая, ботиночки жали, так он всю дорогу до дома просился на ручки, хотел к нам прижаться, тепло почувствовать. Добрались домой, а он такой маленький. Я и говорю мужу: «Коля, я тебе мальчика привезла, его Женя зовут». У мужа аж речь отнялась, он не ожидал такого маленького увидеть. Вскоре у Жени был день рождения, и на следующий день у нас осталось еще немного торта и соку. Так вот он выходит из комнаты, садится за стол и говорит: «Вот этот кусочек маме, вот этот папе». У меня просто не было слов, совершенно чужой ребенок так быстро стал нас называть родителями. А теперь нет у меня даже и понятия, что это не мой ребенок, мой он, и все, теперь это я его родила.    
     
По словам обеих женщин, первые дети очень западают в душу, дальше во многом привыкаешь и относишься немного проще.


- Помню и я своего первого очень хорошо, это был 2008 год. Я поехала в детский дом через год после Ольги Васильевны, хотела найти девочку, но мне предлагали только мальчиков, тогда я выбрала того, который поменьше, - вспоминает Людмила Ивановна. – Смотрю, выбегает один, крутится около нас, привлекает к себе внимание, мячик в руках держит и подбрасывает. «Как тебя зовут?» - спрашиваю я его, а он отвечает – «Сергей». «Пойдешь к нам жить?» - «Пойду». Так у меня появился первый Сергей.

 

«Путин слушает»

По странной случайности не в большом городе с теплыми и сухими квартирами, а именно в маленькой смоленской деревне на краю живописного соснового леса, где нет многих благ современной цивилизации собрались сразу полтора десятка семей с огромным сердцем. Согласитесь, взять ребенка из детдома – это решение, пожалуй, поважнее, чем покупка новой кухни или автомобиля. Люди в городе более индивидуальны и независимы, если не сказать, эгоистичны, и часто абсолютно разобщены. Ольга Васильевна, Людмила Ивановна и другие многодетные матери приехали в Шапы в разное время, волею разных обстоятельств, но всех их объединила любовь. Они много повидали, и ничего уже не боятся. Про таких говорят: настоящие русские женщины, который и «коня на скаку остановят…».   
          
- Генетика берет свое, процентов на 80, приходится исправлять то, что досталось нашим детям от их непутевых родителей, - говорит Ольга Дральнова. – И ругаю, бывает, а вот наказывать, особенно моего «первенца», даже рука не поднимается.


При этом в повседневной жизни Ольга Васильевна, действительно боевая женщина. Она сама водит машину, а по телефону (самой настоящей кремлевской «вертушке») всегда отвечает одинаково: «Путин слушает». Односельчане ее «фишку» знают и не боятся, хотя привыкали долго.


- Ну, что поделать, Путин – мой любимый мужчина, хоть я его никогда и не видела. – улыбается Ольга Васильевна.
     
Несмотря на маленькую зарплату и скромную жизнь в глухой деревне, жители Шапов не унывают и не отказываются от мыслей, что в ближайшее время в их домах могут появиться новые ребятишки, которых им принесет аист, фольклорный символ деревни.


- Хотим еще себе маленьких, - спокойно говорят женщины.


 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах