До посещения музея «Резные причуды» Виктора Милеева, который находится в маленькой деревеньке Старый Двор в Демидовском районе Смоленской области, не задумываешься о том, что природа - настоящий художник, создающий произведения искусства вокруг человека. Они, по мнению Виктора Георгиевича, буквально валяются под ногами прохожих, и далеко не каждый человек может разглядеть в них прекрасное, до которого, как оказывается, всего несколько движений резца.
Причудливые корни
Виктор Милеев скульптором себя никогда не видел. После окончания Ленинградского военно-инженерного института он до пенсии проработал в оборонной промышленности, всю жизнь писал стихи, а 35 лет назад занялся чеканкой из меди и даже выполнил более 100 работ в это технике. Но совсем другое увлечение стало основой будущего музея.
«Тридцать лет назад мы жили в Смоленске на улице Ленина неподалеку от крепостной стены, - вспоминает Виктор Милеев. – Однажды стену собрались реставрировать и выкорчевывали деревья, которые буквально вросли в нее. На теле дерева отпечатались причудливые кирпичные узоры, а некоторые камни со временем стали единым целым с деревянной плотью».
Один из таких кусков березы Виктор Милеев подобрал и принес домой, потому что увидел в дереве зверька и решил оставить как память. После этого его жизнь наполнилась разными резными персонажами и постоянной творческой работой, которую он сам в шутку называет «рукоблудием».
Портрет Леонардо
Музей скульптуры Виктор Милеев делать не собирался, просто в какой-то момент руководство национального парка «Смоленское поозерье» решило, что из его солидной коллекции пора сделать туристическую достопримечательность. К этому времени у Виктора Георгиевича накопился солидный запас резных фигур из кореньев и наростов на коре, которые пылились дома.
«Находить образы мне помогает сама природа, – говорит Виктор Милеев. – Однажды снял кору с березы, а под ней – портрет Леонардо да Винчи, которого создала сама природа, осталось только прорезать глаза. Когда ко мне в гости приезжала итальянская делегация, они сразу его узнали».
Помимо итальянского художника, Виктору Милееву удаются портреты русских классиков, православные иконы, сказочные персонажи, животные, да и в принципе все, что взгляд художника может угадать в хитром переплетении деревянных жил.
«Выкопали на участке старую засохшую грушу, а среди корней – девушка с длинным носом сидит, - рассказывает Милеев. – Многие подозревают, что она некрасива, но все знают, что некрасивых нет, есть нелюбимые. А вот еще один интересный нарост на березе, - Бабка Ежка, только посмотрите, какая она модница».
Тысяча чертей
Так сложилось, что у Виктора Милеева в коллекции большое количество чертиков. Туристов такими не испугаешь: в большинстве своем они очень милые и совсем не страшные.
«Пока у нас в деревне не решились провести газ, топимся дровами, - говорит Виктор Милеев. – Стащил однажды у супруги полешко, а в нем - чертик. Посмотрите только, он слушает этот хор из ольховых дров. Некоторые из них поют очень громко, а другие только делают вид, что поют, прямо как в жизни».
Кстати, четвертый год подряд Виктор Милеев ведет при местной школе кружок резьбы по дереву, старается передавать секреты своего мастерства детям.
«Вот нарост на ольхе, он очень похож на маленького мужичонку, который переболел оспой и оттого зубики у его гнилые, но сам он по этому поводу не печалится, а сохраняет бодрость духа и не устает радоваться жизни. А вот здесь прорезал немного глаза, уши, клюв и получился дракончик, который ищет спрятанную девушку, - рассказывает Виктор Милеев. – В индонезийском эпосе есть бог паники и страха, у него пять глаз и четыре носа. Когда мы чего-то боимся, согласитесь, и с нами такое бывает».
По мнению Виктора Милеева, дерево – самый теплый рабочий материал, работать с которым - одно удовольствие. Именно таким настроением он заряжает всех посетителей, кому удастся завернуть к нему в Старый Двор.
«Лучше дерева нет ничего. Вот, например, обыкновенная береза, она абсолютно ровная, но глазу кажется, что ребристая, янтарная, изнутри вся светится, - рассказывает скульптор. – И самое главное, именно этот материал с такой легкостью впитывает и сохраняет тепло человеческих рук».