В начале февраля этого года стало известно, что с середины месяца в Смоленской области перестанут ходить электрички Гагарин-Москва. Жо этого, еще в конце 2014 года, РЖД сообщили об отмене семи пригородных маршрутов: «Фаянсовая-Рославль», «Вязьма-Ржев Балтийский», «Смоленск-Гнездово-Смоленск», «Рославль-Жуковка». Сокращения маршрутов электропоездов коснулись многих регионов, и в феврале 2015 года Владимир Путин распорядился все отмененные маршруты восстановить.
После этого часть маршрутов поспешно вернули. Однако вопрос о том, какие электрички и когда отменят в Смоленской области, стоит уже три месяца. За это время ситуация больше запуталась, чем прояснилась. В хитросплетениях железнодорожных реформ разбирался «АиФ-Смоленск».
Двери закрываются
Смоленский пригородный железнодорожный вокзал. У перрона стоит электричка, в нее постепенно заходят люди. Казалось бы, привычная картина, которая в ближайшее время может измениться. Смоленская область может потерять примерно седьмую часть электричек.
По словам руководителя Смоленского центра ОАО «Центральная ППК» (компания, которая ведает подвижным составом) Олеси Прозвицкой, с 15 апреля отменяются поезда: № 6731/6732 Смоленск - Кольцо, № 6606 Жуковка - Рославль, № 6605 Рославль - Жуковка, № 6434 Вязьма - Ржев-Балт., № 6431 Ржев-Балт. - Вязьма, № 6383 Фаянсовая - Рославль, № 6384 Рославль - Фаянсовая.
Транспортный департамент сообщает, что, помимо вышеперечисленных, отменяются еще и московские электрички: № 6101 Москва – Гагарин, № 6102 Гагарин – Москва, № 6103 Москва – Гагарин, № 6104 Гагарин – Москва.
«Сокращаемые железнодорожные маршруты, за исключением Гагарин - Москва и Москва - Гагарин, не пользовались повышенным спросом у смолян, - говорится в сообщении департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству. - Сейчас на территориях муниципальных образований, где отменяются пригородные поезда, железнодорожное сообщение замещается автобусными маршрутами».
«Рабочий поезд»
Однако, по словам пассажиров, отнюдь не все упраздняемые электрички, скажем так, не пользуются популярностью.
«Из Сычевки или Новодугина до Вязьмы удобно ездить только на электричке Ржев-Балтийский - Вязьма, - говорит смолянка Ольга Иванова. – Утром она уходит раньше автобуса и позволяет людям доехать до работы, а студентам – до места учебы. То же самое в обратном направлении: автобус уходит раньше, чем заканчивается рабочий день. На имеющиеся автобусы пробиться нереально, билеты надо брать заранее. Были случаи, когда в некоторые населенные пункты, где люди приобрели билеты, автобус доже не заходил. Кроме того, эта электричка «стыковалась» со смоленской, теперь в областной центр тоже не попасть».
Есть еще определенные сложности: некоторых людей просто укачивает в автобусах или, например, ехать на поезде большой семьей и с сумками кому-то просто удобнее.
У семи нянек
Если разобраться в системе пригородного сообщения, то получается, что рельсы, шпалы и прочая инфраструктура принадлежат РЖД, подвижной состав – Центральной пригородной пассажирской компании, а заказчиками маршрутов являются областные власти. По закону, они же должны заниматься эксплуатацией и развитием пригородного транспорта, а также покрывать все убытки, которые приносят электрички. Это стандартная система. Во всем мире продажа билетов на пригородные поезда покрывает только 30-35% расходов, все остальное оплачивает государство и регионы.
Убытки от пригородных перевозок железнодорожным транспортом по территории Смоленской области за 2014 год составили около 150 миллионов рублей, а в 2015 году в связи с подорожанием эксплуатационных расходов эта сумма, по некоторым прогнозам, вырастет до 350 миллионов. При этом в дефицитном бюджете региона в нынешнем году на эти расходы заложено всего 30 миллионов. В создавшихся условиях региональные власти не видят никакой другой возможности, кроме сокращения ряда поездов.
Решение о сокращении электричек было принято еще в конце 2014 года, однако в феврале Владимир Путин потребовал вернуть пригородные поезда в регионы.
Но, тем не менее, сегодня в регионе решается вопрос: сколько электричек все-таки отменят, 7 или 11? Разные ведомства приводят разные доводы в пользу сокращения числа маршрутов.
Так, например, областные власти говорят о том, что в структуре тарифа на пригородные пассажирские перевозки оплата услуг ОАО «РЖД» занимает более 90%.
«Из указанных услуг только оплата по использованию инфраструктуры регулируется Федеральной службой по тарифам, остальные платежи за услуги рассчитываются ОАО «РЖД» самостоятельно и определяются на основании договора двух хозяйствующих субъектов. На данный момент структура затрат по пригородным пассажирским перевозкам абсолютно не прозрачна. При такой схеме полностью исключена заинтересованность ОАО «РЖД» в оптимизации собственных затрат, тем самым проблемы эксплуатации и развития пригородного транспорта перекладываются на субъекты Российской Федерации», - поясняет в департаменте Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству.
В ЦППК не могут объяснить, почему в рейс должны выходить только 12-вагонные составы, а не четырехвагонные, как запрашивает область. А РЖД пока и вовсе отказываются комментировать данную ситуацию.
На федеральном уровне проблему описывают кратко и просто: в триаде пригородных компаний, субъектов и железнодорожников накопилось много долгов друг перед другом, а вот согласия нет.