В феврале-марте этого года один за другим представители масс-маркета, продававшие одежду, заявили о том, что покидают российский рынок. Многих это взволновало: во что теперь одеваться и что делать с сотнями безработных смолян? Некоторые магазины в торговых центрах Смоленска пустовали несколько месяцев, но уже к концу мая вновь открыли свои двери для покупателей.
Будем брать?
В воскресный вечер в торговом центре подозрительно мало покупателей. Фуд-корт почти пустует, в магазинах лениво разглядывают вещи несколько человек. Но открытых дверей в сравнении с предыдущим месяцем стало значительно больше. Всего сюда вернулись 5 магазинов - Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay. По информации ТАСС, бренды, ранее принадлежавшие польскому ритейлеру LPP, будут работать под новыми названиями после продажи не названному объединению китайских компаний. Reserved получит вывеску Re, Mohito - M, Sinsay - «Син». Но сейчас вход в торговые точки украшают все те же старые вывески.
Подходим к молодой девушке. В руках у неё - брендированный пакет. На вопросы корреспондента отвечает охотно.
«Если честно, было трудно подобрать себе нормальные вещи, особенно в преддверии лета. Я привыкла к этим магазинам - недорого, стильно и ярко, хотя и на пару сезонов одежда, быстро изнашивается. Ещё больше любила вещи из Bershka и H&M, но они, видимо, больше не вернутся в Россию. Поэтому хотя бы так», - вздыхает посетительница магазина House Елена.
«Ловим» у магазина ещё одного клиента ТЦ - в этот раз мужчину, сидящего на лавочке прямо напротив одного из магазинов. И он оказался уверен в том, что внутренние переделки компаний на наш шоппинг никак не повлияют.
«Бренды выкупили, кажется, китайцы, но вещи-то будут те же. Они как шили раньше для польского владельца, так и шьют, но теперь для себя. Так что никакой разницы в фасонах, мне кажется, не будет. А цены с начала 2022 года особо не изменились, какие-то позиции даже дешевле стали, поэтому мы ничего не теряем», - говорит 35-летний Евгений.
На круги своя
После общения с клиентами мы решили подойти и к самим сотрудникам магазинов бывшего LPP.
«Пока точка продаж была закрыта, мы все сидели дома и ждали дальнейших новостей, продолжая получать зарплату. Я работаю в магазине Sinsay прямо с самого открытия, поэтому даже не рассматривала другие варианты. Тем более, что одно подобное закрытие мы уже пережили - в период, когда в регионе была сложная эпидобстановка в связи с коронавирусом», - говорит сотрудница магазина одежды Юлия.
Тогда работникам пришлось сидеть дома около трёх месяцев, пока торговые центры вновь не открылись. Ни в эпоху буйства ковида, ни сейчас увольняться из сотрудников никто не стал - «считай, были в оплачиваемом отпуске: 3 месяца - тогда, 1,5 месяца сейчас», - говорит наша собеседница.
«Была информация, что мы рано или поздно всё-таки откроемся», - говорит сотрудник магазина Cropp Никита. «Зарплату платили вовремя, как обычно, правда, минималку - у нас почасовая оплата, поэтому на этот срок зарплата была фиксированная. Периодическими приходили в магазин, делали переоценки, меняли магниты на вещах. В целом готовились к открытию», - рассказывает собеседник.
Работа есть
Громкий уход с российского рынка Макдоналдса всполошил общественность - только в Смоленской области речь шла о 146 работниках компании. Так как простой был по вине работодателя, на этот период все должны были получать заработную плату. Мы решили узнать об этом из первых уст.
«С первого дня простоя и до сих пор нам платят зарплату - не минималку, как многие думают, а среднегодовую. Первые две недели после закрытия у нас была генеральная уборка со всеми сотрудниками. Потом нам изредка звонили и спрашивали, как наши дела, устроились ли на новую подработку или отдыхаем», - говорит сотрудник Макдоналдса, студент из Смоленска Даниил. По словам молодого человека, за весь этот период уволился лишь один сотрудник - по причине переезда в другой город. Всех остальных устраивало их положение - оплачиваемый отпуск.
Совсем скоро, в течение лета, заведение общепита вновь
возобновит свою работу в Смоленске, говорит Даниил. Компания тоже претерпела ребрендинг, но какой именно, пока неизвестно - сотрудники подробностей не знают, а вывеску ещё никто не менял.