На этой неделе в Смоленске идут шесть кинопремьер, среди которых нашумевший «Левиафан», байопик с Камбербэтчем, 3D-фантастика от Энди и Ланы Вачовски, ремейк бельгийского триллера, а также комедия и криминал от российских авторов.
Из того, что мы не увидим на этой неделе, стоит отметить ромком «Развод по-французски» из одноименной страны. Муж дает жене на развод только при условии сначала провести в Париже медовый месяц, которого у них никогда не было. В главной роли актриса Жеральдин Накаш, которую недавно можно было видеть в другом ромкоме, собравшем множество звезд французского кино, «Красотки в Париже».
Кроме того, в Смоленск так и не привезли триллер «Гость». Его герой, бывший военный, приезжает в семью погибшего сослуживца, чтобы помочь, но быстро устанавливает там свои порядки. Создатели фильма работали над триллерами «З/Л/О» и «Тебе конец!».
«Левиафан». Большое плаванье
Фильм Андрея Звягинцева взбудоражил всех задолго до проката, который вообще оказался под вопросом из-за нового закона о запрете мата в кино. Ответ на повисший в воздухе вопрос зрители получили 5 февраля, в день премьеры. Оказалось, что ненормативную лексику в картине просто приглушили.
Историю героя «Левиафана», возможно, и в самом деле нелегко было рассказать без мата. Он живет в провинции на русском севере, где местные власти не без поддержки РПЦ отбирают у него дом, землю и ту самую автомастерскую. А в конечном счете – и всю его жизнь, хоть маленький человек и сопротивляется до последнего.
Название фильма одновременно отсылает и к библейскому чудовищу, и к философскому трактату Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», перевод которого на русский, кстати, в свое время был сожжен.
Ну а в основе сюжета лежит совсем не русская, а американская трагедия, которая могла произойти где угодно. Это история сварщика из штата Колорадо Марвина Джона Химейера. Его мастерская оказалась на территории цементного завода, и новые владельцы решили выкупить ее. Но Марвин не согласился на это ни по-хорошему, ни по-плохому. Мастерскую в конце концов огородили забором, а добиться справедливости по букве закона Химейеру не удалось — обивания бюрократических порогов ни к чему не привели. В результате сварщик оборудовал огромный бульдозер пуленепробиваемой броней и разрушил сначала сам завод, а затем еще около десяти административных зданий. «До сих пор меня никто не хотел слышать, теперь же услышали все», — сказал Марвин в громкоговоритель. Закончилось все печально, но кроме самого бунтаря никто не пострадал.
История схватки обычного человека с многоголовой машиной государства, а в случае фильма Звягинцева, еще и церкви, заранее обреченная на провал, — это один из вечных, канонических сюжетов в искусстве и, к сожалению, в жизни.
В «Левиафане» Звягинцева трагедия, похоже, еще масштабнее, чем та, что произошла в США. Во всяком случае, трагедия человеческая. Хозяина автомастерской Николая, у которого власть-левиафан хочет забрать дом, землю и дело его жизни, сыграл Алексей Серебряков. Его жену, чья судьба складывается не менее сложно, — Елена Лядова. Попытавшегося прийти Николаю на помощь столичного адвоката — Владимир Вдовиченков. Кстати, ради «Левиафана» он отказался от роли в премьере прошлой недели — фильме «Черное море» с Джудом Лоу и Константином Хабенским.
Смотреть «Левиафан» на большом экране стоит хотя бы из-за живописных видов — фильм снимали в Мурманской области, в бухте и других местах, обладающих особой мрачноватой красотой.
Новый фильм Звягинцева вызвал в России настоящий резонанс и споры до хрипоты задолго до выхода на экраны кинотеатров. Министр культуры Владимир Мединский, к примеру, назвал его талантливым, но уточнил, что ему не понравилось. В Самаре, откуда родом актер, сыгравший православного архиерея, его разногласия с местным депутатом и вовсе будет рассматривать суд — народный избранник был оскорблен в лучших чувствах изображением в фильме представителей РПЦ.
От рядовых зрителей тоже нередко можно услышать обвинения Звягинцева в намеренном очернении российских реалий в угоду Западу. Который, кстати, проникся «Левиафаном» безоговорочно. Картина уже получила «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, приз за лучший сценарий в Каннах в 2014 году и несколько номинаций на другие награды. Среди них и Оскар — «Левиафан» претендует на него как лучший фильм на иностранном языке.
Ну а что до российской публики, тут показателен такой момент. Незадолго до премьеры Андрей Звягинцев обратился к зрителям с предложением ко всем, кто уже посмотрел фильм нелегально — DVD-копия утекла в интернет — перечислить его создателям сумму, которую они посчитают достаточной. Таким образом, еще до проката «Левиафан» собрал более одного миллиона рублей. Несмотря на убытки, которые понесла съемочная группа из-за утечки фильма в сеть, собранные средства было решено передать в благотворительный фонд «Подари жизнь».
Где посмотреть
- Silver Cinema: 11.50, 16.55, 19.40 и 22.20.
- Возрастные ограничения: 18+
«Игра в имитацию». Расшифровывай то, расшифровывай это
Бенедикт Камбербэтч («Шерлок», «Хоббит», «Пятая власть») сыграл Алана Тьюринга — уникального ученого, математика, логика, которого называют отцом информатики, создателя теста Тьюринга, который до сих пор используют для изучения искусственных интеллектов. Во время Второй мировой войны он делает практически невозможное — создает машину, которая смогла взломать нацистский шифратор Enigma.
Это далеко не единственная заслуга Тьюринга перед человечеством, но ни одно из достижений не спасло его от преследований из-за нетрадиционной сексуальной ориентации. Алан Тьюринг, как и Оскар Уайльд, — одна из самых известных жертв гомофобии в Великобритании. При этом критики предупреждают, что принимать на веру историю жизни Тьюринга, рассказанную в ленте, нельзя: в сценарии много выдумок и неточностей.
Девушку, которая так и не смогла покорить ученого, но очень помогла со взломом «Энигмы», сыграла Кира Найтли («Анна Каренина», «Пираты Карибского моря», «Искупление»). В роли коллеги Тьюринга Александра Хью снялся Мэттью Гуд («Матч Пойнт», «Представь нас вместе», «Аббатство Даунтон»).
Кстати, сыграть Тьюринга мог и Леонардо Ди Каприо, бывший одним из претендентов на роль. Номинировали бы его при этом на Оскар или нет, неизвестно. Но Камбербэтч на него претендует точно. Помимо этого, «Игра в имитацию» номинирована на главную американскую кинонаграду еще в семи категориях: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая женская роль второго плана, лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж, лучший саундтрек и лучшая работа художника-постановщика. 87-я церемония вручения Оскара состоится 22 февраля.
Где посмотреть
- Silver Cinema: 9.40, 14.00, 18.30 и 20.40.
- Возрастные ограничения: 12+
«Восхождение Юпитер». Тайна пятой планеты
Видимо, по-английски название этого фильма, Jupiter Ascending, звучит более органично. По-русски оно похоже на ошибку, но ее нет, ведь Юпитер — не название планеты, а имя девушки. Обычной уборщицы, которая подобно ленинской кухарке, будет управлять даже не государством, а целой Вселенной. Или, во всяком случае, сможет изменить царящее в ней равновесие. Именно в этом ее истинное предназначение, о котором ей расскажет бывший военный охотник Кейн.
Главное достоинство фильма, снятого в эстетике классической фантастики 1980х (даже постеры оформлены как обложки книг тех лет) — режиссеры. Это легендарные создатели «Матрицы», брат и сестра Энди и Лана Вачовски. Кстати, это их первый фильм в 3D-формате.
Юпитер сыграла Мила Кунис («Секс по дружбе», «Черный лебедь», «Третий лишний»). Кейна — Ченнинг Татум («Охотник на лис», «Мачо и ботан», «Побочный эффект»). Ему в этом фильме зачем-то ярко накрасили глаза и изменили форму челюсти при помощи специального загубника, который актер носил перед съемками. Последняя мера, видимо, была направлена на восстановление маскулинности актера, несколько сниженной макияжем.
В одной из ролей засветился 55-летний Шон Бин, человек с демотиватора «Нельзя просто так взять и...» и актер, снимавшийся в «Игре престолов», «Властелине колец» и «Скарлетт».
Кстати, изначально сыграть главную мужскую роль в фильме мог сыграть Джозеф Гордон-Левитт, а женскую — Натали Портман и Руни Мара.
Где посмотреть
- Silver Cinema: 10.00 (в 3D), 10.50, 12.25 (в 3D), 13.15, 14.50 (в 3D), 16.55 (VIP-зал), 17.15 (в 3D), 19.20 (VIP-зал), 19.45 (в 3D), 21.45 (VIP-зал), 22.10 (в 3D), 23.20 (в 3D), 00.10 (VIP-зал), 00.35 (в 3D), 01.45 (в 3D), 02.35 и 03.30.
- «Современник»: 10.45, 15.15, 19.30 и 21.55.
- «Смена»: 14.00, 16.25, 18.50, 21.15 и 23.40.
- «Центрифуга»: 19.30 — в 2D, 11.15, 13.40, 16.00, 18.30, 20.50 и 23.10 — в 3D.
- Возрастные ограничения: 12+
«Лофт». Пороки и их поклонники
Вымирающий жанр триллера с налетом эротики пополнился картиной производства Бельгии и США. Это ремейк — режиссер «Лофта» Эрик Ван Лой («Глазами убийцы») уже снял в 2008 году чисто бельгийский фильм с тем же названием и сюжетом.
Герои «Лофта» — пятеро мужчин, обремененных семьями. Именно обремененных, потому что этот самый лофт они снимают вскладчину, чтобы свободно приводить туда любовниц. И никакие счета из гостиниц и прочие улики не смогут поколебать видимость их семейного счастья.
Что-то пошло не так, когда один из заговорщиков нашел в лофте мертвую голую блондинку в луже крови и этой же кровью написанное послание на спинке кровати.
Ключи были только у пятерых, так что мужчины подозревают друг друга, пока на экране не появляется вполне живая блондинка с неясными, но уж точно не добрыми намерениями.
Одного из женатых распутников играет слегка постаревший красавчик Джеймс Марсден («Трасса 60», «Люди Икс», «Блондинка в эфире»). А вот Розамунд Пайк («Исчезнувшая») и Тоби Магуайр («Человек-паук»,«Великий Гэтсби») от ролей в «Лофте» отказались.
Где посмотреть
- Silver Cinema: 13.05 (VIP-зал), 21.25 и 03.05.
- Возрастные ограничения: 16+
«Невидимки». «Видишь суслика? И я не вижу. А он есть»
Те, кто придумал все части эпопеи «Любовь-морковь» с бесконечным обменом телами, создали фильм, в котором тела у героя нет вовсе. Было — и не стало. Нет, он не умер. Он просто стал невидимым. Впрочем, его и раньше-то не особенно замечали. Но теперь ему открылся удивительный мир невидимых жителей Москвы. Плюсов много, но единственный минус их все перевешивает — невозможно вновь стать видимым.
Человека-невидимку сыграл Илья Любимов («Неадекватные люди», «Не родись красивой»), его жену — Екатерина Гусева («Бригада»).
Еще в фильме снимались Андрей Мерзликин, Ирина Розанова и многие другие, включая даже Анну Семенович.
Приложил руку к фильму и Аркадий Укупник — спродюсировал и написал саундтрек.
Где посмотреть
- Silver Cinema: 13.50, 17.30, 19.15 и 21.00.
- Возрастные ограничения: 12+
«Пока еще жива». Бандитские разборки на большом экране
Трудно сказать, как это кино попало именно в кинотеатры, а не, скажем, в вечерний эфир канала НТВ. Не меньшее удивление вызывает и список актеров, в котором, кстати, есть Андрей Панин, умерший в марте 2013 года. В том же году была закончена работа над фильмом.
Мужа главной героини, Полины, убили бандиты. Она отплатила виновным той же монетой и попыталась скрыться — почему-то в Одессе. Но на этом криминальные разборки только начались.
Режиссер этого без преувеличения драматического фильма Александр Атанесян главным образом известен скандальной картиной «Сволочи».
В новом фильме главную героиню сыграла его бывшая жена Евгения Трофимова, едва ли известная широкому зрителю, в отличие от остальных актеров: Марата Башарова, Екатерины Волковой, Константина Крюкова, Равшаны Курковой.
А еще в фильме снимался экс-вокалист группы «Корни» Александр Асташенок.
Где посмотреть
- Silver Cinema: 19.30 и 23.30.
- Возрастные ограничения: 16+
Смотрите также:
- «Каждая роль - дар судьбы». Татьяна Догилева о диктатуре и независимости →
- На что пойти в кино в Смоленске: «Ограбление по-американски» и «Игрок» →
- На что пойти в кино в Смоленске: «Самба», «Энни», «Инсургент» →