Радуга над куполом. В смоленской глубинке восстанавливают необычный храм

Михаил Ефимкин / АиФ

Необычная, низкая и округлая церковь прячется за липами, и от этого ее сложно фотографировать. Зато хочется подойти ближе и рассмотреть - архитектурный стиль храма не типичен для центральной России и необычен для глаз, привыкших к обилию куполов и крестов. Сегодня церковь «одета» в ажурный наряд из строительных лесов. Храм Воскресения Господня в Старом Селе Сафоновского района Смоленской области был построен на средства помещицы Анны Щербиной в память о погибшем на Бородино муже. Почти двести лет спустя церковь получила шанс на новую жизнь. 

   
   

По 100 яиц на церковь

Отечественная война 1812 года унесла жизни многих сынов своей земли. Лишись своего супруга и смоленская помещица Анна Никитична Щербина. Дочь известного помещика Богданова, она отказалась от имения, которое должно было перейти ей по наследству. Вместо этого она попросила отца дать ей средств, на которые она задумала построить церковь в память о своем погибшем муже.

Узнав об этой удивительной истории, мы отправились в деревню Старое Село. В XIX веке она называлась Меньшиково поле и была окружена целым сонмом некогда цветущих дворянских усадеб, от которых не осталось и следа. Когда мы съехали с трассы Москва-Минск, далее, вдоль дороги, заметили остовы церквей да березовые рощицы со старыми кладбищами.

Затем перед нами открывается картина реставрации удивительно красивой и необычной церкви, которая стоит в центре Старого Села. Признаться, увидеть восстановление церкви XIX века, на которой каждый день суетятся рабочие, явление для сегодняшнего дня необычное.

С помощью сельской администрации нам быстро удается разыскать местную жительницу, пенсионерку-активистку Надежду Архиповну Шитикову, которая держит руку на пульсе всего происходящего вокруг церкви, следит за каждым уложенным кирпичом и не устает пересказывать интересующимся историю возникновения этого необычного храма.  

«Помещица Щербина ездила за телом своего мужа на Бородинское поле, хотела привезти и похоронить его здесь, - рассказывает Надежда Шитикова. – История умалчивает, удалось ли ей это сделать, но строительство церкви было завершено. Первая служба здесь состоялась на Пасху 1820 года».

В начале XIX века в Старом селе было более 600 дворов. Для строительства церкви с каждого двора собирали по сто яиц и порцию молока, все это смешивалось с глиной. Как утверждают старожилы деревни, именно эта «технология» помогла церкви пережить все те невзгоды,  которые обрушились на нее в ХХ веке. 

   
   
Надежда Шитикова - главный инициатор восстановления храма. Фото: АиФ / Михаил Ефимкин

Желтый крест  

Церковь в Старом Селе разделила участь всех церквей Смоленской области: в 1938 году ее закрыли и передали в ведение колхоза преимущественно как складское помещение. Лишь один крест с колокольни местные жители смогли спасти: его увезли в соседнюю деревню, перекрасили в синий цвет и установили на кладбище.
Во время Великой Отечественной войны немцы устроили в здании конюшню. Один из местных жителей решил этому воспротивиться, и его повесили на дереве неподалеку. По рассказам местных, его тело провисело на суку неделю - ради устрашения фашисты не позволяли его снимать. 

После войны храм утратил два своих придела, в честь святого Георгия и мученицы Александры: местные разобрали их на кирпичи для восстановления деревни.
Когда восстановление уже началось, а на церкви перекрывали крышу, то встал вопрос, где найти крест, но дилемма разрешилась сама собой. 

«Ко мне пришел местный житель по имени Виктор, много лет назад мать рассказывала ему, где «спрятан» крест с колокольни церкви, - рассказывает Надежда Шитикова. – Люди всегда надеялись на восстановление этого удивительного храма».

Крест вернули, очистили от синей краски, но из-за отсутствия позолоты покрасили в желтый цвет. В таком виде его установили на обновленном куполе храма.

Нежданный инвестор

Уроженец здешних мест, Василий Киселев почти всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге, служил в армии, демобилизовался в звании полковника, но однажды, приехав сюда погостить, услышал пронзительный и полный боли за разрушенное прошлое рассказ о церкви от местной жительницы Надежды Шитиковой.

Церковь окружают липы, и от этого она словно спрятана от любопытных глаз. Фото: АиФ / Михаил Ефимкин

«Восхищенный моим рассказом, он сам положил мне в руки первые 30 тысяч рублей, с которых началось восстановление храма, - вспоминает Надежда Шитикова. – Сперва от неожиданности я упала ему в ноги, без остановки благодарила, но он упокоил меня, ведь впереди было много дел».

С тех пор восстановление церкви начало набирать обороты. Работа пошла полным ходом, наняли бригаду под руководством Игоря Фролова из Сычевки, в послужном списке которого уже есть реконструированные храмы. Рабочие говорят, что эта церковь – их уникальный опыт, такую красавицу они делают впервые. Активно поддерживает восстановлении и местный священник, отец Константин. 

Не так давно рабочие перекрыли крышу, а скоро в Старое Село привезут уже сделанные для церкви новые окна. Одной из главных задач на ближайшее время считается восстановление полов.

«Вот здесь над входом будет балкончик для певчих, к нему будет вести железная лестница, - говорит Надежда Шитикова. – Я чувствую, что когда церковь будет завершена, я завершу самое важное дело в своей жизни». 

Восстановление святого места не обошлось без нынешнего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как оказывается, именно он дал свое благословение на восстановление храма еще в те времена, когда был митрополитом Смоленским и Калининградским. 

Три знамения

При этом, кажется, высшие силы указывают людям на то, что они идут в правильном направлении. «Однажды, прямо во время службы в храме, вокруг купола появилась радуга, - рассказывает Надежда Шитикова. – Это было удивительное явление, поскольку в тот день стояла безоблачная погода. Перед установкой креста на куполе, на стене в алтаре тоже проявилось изображение креста, а когда все работы были завершены, в чистом небе прямо над церковью пролетела яркая звезда».

На восстановление храма давали деньги местные, предприниматели, политики. Сейчас в процессе реконструкции снова возникают сложности, поэтому жители деревни по-прежнему ищут средства.

Смотрите также: