Практически у каждой церкви на Руси, чей возраст перешагнул столетнюю отметку, – своя, зачастую непростая история. Да и как может она быть простой, если храмам довелось пережить не только мировую войну, в которой ореол святости отнюдь не гарантировал церквям защиту от разграбления и разрушения. А после – долгие годы советской власти, массовых гонений на религию и все то, что было с ними связано.
И тем не менее, словно подтверждая своим примером один из христианских постулатов о том, что не дается нам Господом испытаний сверх той меры, что мы можем выдержать, храмам удается выстоять, порой в буквальном смысле слова возрождаясь из пепла, и вновь собрать вокруг себя прихожан. При этом наполняя мир чудом, как расположенный близ деревни Смогири в Кардымовском районе Смоленской области Николо-Георгиевский храм.
Храм последней воли
Первый кирпич в основание храма был заложен в 1982 году вдовой генерал-лейтенанта Федора Спиридоновича Ракеева, скончавшегося тринадцатью годами ранее. В нижний, Георгиевский предел Елена Павловна поместила тело любимого супруга, создав для этого отдельную гробницу, а в память о том, что генерал был морским офицером, свод храма выполнили в виде андреевского креста – символа российского флота.
Записки историка: | |
---|---|
Руины храмов Смоленска |
Строительство большого храма было последней волей покойного генерала, записанной в его завещании. Как гласит история, на месте нынешнего храма когда-то стояла небольшая церковь. Но имение Ракеевых процветало, и в деревне жило больше двух тысяч крестьян, которые никак не могли поместиться в маленьком здании во время праздничных богослужений. Тогда-то Федор Спиридонович и решил построить новый храм, который смог бы вместить всех людей.
Для того чтобы выполнить наказ супруга, его жена продала имение, а все вырученные деньги пустила на строительство. Два года заняла только подготовка к возведению будущего храма, местным строителям помогали мастера из Италии и Санкт-Петербурга, и в общей сложности при строительстве было использовано больше восьмидесяти видов кирпича.
Храм получился по-настоящему прекрасным и величественным: вся утварь была выполнена из золота и серебра, стены изнутри украшало боевое оружие и знамена, а снаружи - прекрасные иконы. Да и природа вокруг храма была необыкновенная: практически у самых стен раскинулся вишневый сад, а сияющие купола отражались в водах озера.
Осквернение и наказание
Но настали страшные тридцатые годы двадцатого века, и в истории храма началась черная полоса. В 1932 году храм посетил отряд НКВД, положивший начало кощунственному разграблению и поруганию православной святыни. Варвары умудрились снять даже развешанные по фасаду иконы, хотя многие из них были расположены так высоко, что до сих пор непонятно, как воры умудрились до них добраться. Печальная участь не миновала и усыпальницу генерала: гробницу разрушили, гроб вскрыли, а тело генерала раздели донага и выбросили на ведущую к храму дорожку. Уже потом местные жители тайно занесли Ракеева обратно в храм и наспех похоронили.
До сих пор ходят легенды о том, как храм пытались превратить в сельский клуб. Местные жители категорически отказывались веселиться под церковными сводами, и тогда выполняющие волю властей граждане подпоили старушку, наняли музыкантов и устроили в нижнем храме танцы. Правда, закончились они печально. Во время пляски старушка подвернула ногу, да так на всю жизнь и осталась хромой; а с игравшим на гармошке цыганом через какое-то время приключился несчастный случай: его рука попала в косилку, и на всю жизнь он остался калекой.
Читайте также: | |
---|---|
История Смоленщины через призму святости |
Во время войны храм использовали как крепость для солдат, благо стены здесь в некоторых местах достигают в толщину двух метров. Правда, после войны бывшее укрепление было решено взорвать, но взрывом удалось обрушить лишь небольшой участок стены у подвального помещения. В конце концов из храма сделали склад, где долгое время хранился корм для скота.
Необыкновенное чудо
Возрождение православного храма началось чуть более пятнадцати лет назад. В 1996 году на плачевного вида святыню обратил внимание отец Вадим и начал его восстановление. Потихоньку в храм стали возвращаться «родные» иконы: местным жителям удалось спасти некоторые из них от огня, в котором энкавэдэшники сжигали ненавистные им лики святых. Правда, вернуть святыне былое великолепие не удалось, но и без золота и серебра Николо-Георгиевский храм производит на прихожан нового времени потрясающее впечатление.
Есть в храме и свои чудотворные иконы, главная из которых – Корсунская икона Божией Матери. О великой силе иконы говорит ее необычное убранство: как и положено чудотворному образу, ее украшают кольца, цепочки и сережки, которые люди оставляют иконе в благодарность за подаренное им чудо. Можно услышать множество историй о том, как чудотворная икона исцелила человека от тяжелой болезни, подарила долгожданного сына или дочь уже отчаявшимся завести ребенка супругам, освободила человека от тяжелой наркотической и алкогольной зависимости.