История Смоленщины через призму святости

Фото Михаила Ефимкина и из архива Эдуарда Стороженко

Смоленск, 13 мая - АиФ-Смоленск. Интервью с агиографом.

   
   

Необычная наука

- Эдуард Анатольевич, вы занимаетесь агиографией. Что изучает эта наука?

Агиография изучает жития святых и все письменные памятники, которые с ними связаны. Наука не очень древняя, но в современном мире из всех богословских дисциплин, которые, так или иначе, связаны с изучением темы святости, она наиболее востребованная.

Фото из архива Эдуарда Стороженко

 

В XIX веке эта наука могла шагнуть в духовные школы. Один из преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии выступил тогда с такой инициативой, но священноначалие его не поддержало. Произошло это, вероятно, по одной простой причине: иногда жизнь святых ставит перед людьми нетривиальные вопросы и дает необычные примеры поведения угодников Божьих в тех или иных условиях. А объяснять такое поведение нужно бывает очень долго и тщательно, на что не всегда бывает и время, и силы. Например, святой Кирилл Белозерский, который является учеником святителя Михаила Смоленского, высказал очень справедливую мысль. Он писал нечто наподобие стихов. И в одном из таких «стихов» сказал: «Не будем продавцы Христа и не будем покупатели Христа. Иуда продал Слово Божье Христа, а иудеи купили. Им подобны те, которые продают молитвы и крестят за деньги – они подобны торгующим иудеям». Вот и представьте, какая может быть реакция у людей на эти слова.               

Читайте также:
10 книг о Смоленске

Или другие вещи, например, Сергий Радонежский, оказывается, молился по дореформенным книгам и писал имя «Исус» с одной буквой «и», как делали и до сих пор делают старообрядцы. Святой Герасим Болдинский, например, также крестился двумя перстами. В условиях XIX века эти факты могли послужить нестроениям в Церкви. Чтобы этого избежать священноначалие отклонило введение данной дисциплины в учебные курсы духовных школ.

Перед революцией в Московской духовной академии святой Павел Флоренский предлагал создать кафедру агиологии, где бы изучалась кроме всего прочего и агиография. Агиология - это другая наука, изучающая не только тексты, связанные со святыми, но и всевозможные источники, в том числе и археологические. В современной духовной школе эта наука не преподаётся, хотя жития святых всегда были самым излюбленным народным чтением. К счастью агиография как дисциплина введена в учебные курсы некоторых богословских учебных заведений.

   
   

- Почему вы начали заниматься этой наукой?

Все началось еще в юности. Я тогда увлекался чтением житий святых святителя Дмитрия Ростовского. Это удивительные произведения большого труженика и великого подвижника. Читая эти глубокие по своему смыслу и сильные по эмоциональности повествования, я понимал, что они – плод огромного и очень интересного исследовательского труда. И именно тогда у меня появилось желание заняться когда-нибудь изучением жизни святых, выяснить своеобразие их опыта и их мышления, особенности их характеров, личностные характеристики, а также историю их почитания. Позже я стал интересоваться именно смоленскими святыми и с удивлением для себя обнаружил, что святитель Дмитрий не описал жития очень многих из них. Постепенно углубляясь в эту тему, я понял, что даже в описанных им житиях наших подвижников очень много любопытных деталей просто не вошли. Так я уяснил для себя, что работу святителя Дмитрия необходимо продолжать.

Смоленские святые

- Биографии каких смоленских святых вы исследуете?

Вообще, я поставил себе целью изучить жития всех смоленских святых. Когда я стал реализовывать эту задачу, передо мной встала друга проблема: каких святых можно назвать смоленскими и почему? В официальном списке собора смоленских святых, праздник которого был введен в 80-е годы ХХ века, на тот момент значилось 27 имен. В то время богословские науки подвергались некоему остракизму со стороны властей, поэтому полнотой информации в этом отношении было обладать сложно. Список был не совсем полным и последовательным. Если принципы, по которым этот список составлялся, пролонгировать на прочих святых, которых мы знаем, то на данный момент можно насчитать более 80 человек, которых можно именовать смоленскими святыми. Значительная часть этого списка - святые ХХ века.

Если говорить о том, какие биографии я исследую сейчас, то это как раз Новомученики и Исповедники Российской Церкви ХХ века, которые так или иначе были связаны со Смоленском. Таковых более 30 человек, книга сейчас редактируется, работа над ней непростая. Материалы об этих людях носят специфический характер, это материалы из репрессивных архивов, работать с ними психологически сложно. В этой связи я, например, решил перед сном эти материалы не читать и книгу не трогать, потому что описание всех этих репрессий очень тяжелая информация.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских

 

- Кто из смоленских святых вам наиболее близок по духу?

Я бы не сказал, что у меня какой-то из святых наиболее любим, разные святые мне по-разному понятны. Их поступки, как и поступки Иисуса Христа, о в контексте определенных условий раскрывают то свойство Божье, которое излилось на них вследствие божественного дара, благодати. Святость – это то свойство, которое, априори, присуще только Богу, а Бог его изливает в мир. Некоторые люди, которые это свойство по особому в себя воспринимают - святые. Любой их поступок близок любому человеческому сердцу, ведь душа каждого человека по природе христианка. И каждый святой в этом смысле понятен, близок и лично мною любим.

Над материалами об одних святых работаешь больше, о других меньше. Например, про Меркурия Смоленского у меня вышла книга. Больших книг про других святых мне пока выпустить не удалось, потому что с одной стороны, вопросы, касающиеся их, находятся в изучении, с другой стороны, любое издание предполагает финансирование, а оно не всегда находятся вовремя. Сейчас наряду с редактированием книги о Новомучениках и Исповедниках, которые связаны со Смоленской землей, я занимаюсь и поиском средств для ее издания.

Меркурий Смоленский

- Сандалии Меркурия Смоленского, хранящиеся в Успенском соборе, настоящие или нет?

Артефакт этот специфический, ведь смоленская святость, смоленский культ святых очень близок к западному культу. Если мы возьмем европейскую периодику XVIII века, то город Смоленск там упоминается чаще, чем, например, Москва. Европа всегда считала Смоленск наиболее близким к себе городом, и Смоленск был близок к Европе. Европейский культ святых связан с такой особенностью, что если по молитвам какого-то святого совещалось чудо, то тот человек, которому это чудо было даровано, мог принести в дар святому ту вещь, с которой это чудо было непосредственно связано.                                                                      

Читайте также:
Меркурий Смоленский

Если сейчас путешествовать во Францию в Лурд, знаменитое место, где происходит много чудес исцеления, то вы увидите там, в гроте, где по учению Римо-Католической Церкви являлась Богородица, много костылей и протезов. Все это дары людей, которые получили исцеление в этом месте. Получив исцеление, они оставили там вот эти когда-то очень нужные им вещи.

Так называемые «сандалии» святого Меркурия – это металлическая рыцарская обувь. К XIII веку они не относятся, их возраст определяли по внешнему виду, других анализов, насколько мне известно, произведено не было. Эта обувь, вероятно, относятся к XIV-XV векам. Как они стали ассоциироваться с именем святого Меркурия? Возможно, что с каким-то человеком, обращавшимся с молитвой к святому Меркурию, произошло чудо, и он в знак признательности подарил свою железную рыцарскую обувь в собор, с тем, чтобы их разместили возле мощей святого Меркурия. Здесь при мощах эта обувь какое-то время хранились и, естественно, они назывались обувью святого Меркурия Смоленского, но это вовсе не означает, что этот артефакт принадлежал лично святому во время его земной жизни.

В соборе до революции хранились и другие реликвии: шлем-шишак, и по некоторым сведениям еще и копье святого Меркурия. Копье было, как говорят поздние краеведы XIX века, украдено французами, а шишак пропал в середине XX века. По поводу шишака можно сказать, что он относится к еще более позднему времени, чем сандалии, его возраст также оценивали лишь по внешним признакам. Других исследований не проводилось. Что касается копья, это вещь загадочная, потому что, если мы возьмем историю Смоленска Никифора Мурзакевича, то в ней, в примечании, где говорится о святом Меркурии, упоминаются лишь сандалии и шишак, а о копье не говорится вообще ничего. То ли эта вещь Мурзакевичу была неизвестна, то ли она у него вызывала какое-то сомнение – теперь это не ясно. В общем о копье говорить сейчас что-то определенное нельзя, потому что его просто нет, нельзя на него посмотреть и определить, к какому веку оно относится.

Смоленский Успенский кафедральный собор: здесь хранятся сандалии святого Меркурия

 

- Занимались ли вы поисками копья и шлема?

Не занимался, потому что копье, если оно сохранилось, то находится где-то в Европе, пропажа шлема – событие очень загадочное, да и зачем их искать. Если, допустим, эти вещи были, также как и сандалии, посвящены святому Меркурию в знак исцеления или какого-то другого чуда, то они не относятся к нему напрямую. Думается, что наш собор мог бы наполниться новыми подобными «вещественными доказательствами» чудес святого Меркурия. Только это уже не были бы предметы воинского обихода, а наверное какие-нибудь инвалидные кресла, тросточки и т.д.

- Где находятся мощи святого Меркурия?

Мощи святого изначально хранились в Мономаховом соборе, который был взорван в XVII веке, и по свидетельству историков, эти мощи пропали. Известно, что были некие частицы мощей святого Меркурия, однако, их идентификация усложняется тем, что основной массив мощей был утерян. Даже сейчас при возможностях всех экспертиз ДНК, трудно было бы установить, действительно ли какие-то частицы относятся к мощам святого или нет.

- Какие еще интересные неисследованные тексты есть в фондах Смоленского музея-заповедника?

В нашем музее-заповеднике много рукописей, каждая по-своему интересна. Для меня особый интерес представляют работы первого историка Смоленска, священника Никифора Мурзакевича.

Так получилось, что отец Никифор Мурзакевич был знаком с одним человеком, которого канонизировали в наше время, святителем Иннокентием Херсонским. В то время этот святитель проходил службу в Санкт-Петербургской Духовной Академии, и приезжал в Смоленск инспектировать семинарию. Отец Никифор в то время был экономом духовной семинарии, им пришлось пересечься по рабочим вопросам. К этому времени отец Никифор уже перевел на русский язык Евангелие, Деяния апостолов, Псалтирь, составил житие апостолов Петра и Павла и описание древней иконы Одигитрии, которая хранилась в Успенском соборе. Судя по его дневникам, будущий святитель Иннокентий Херсонский очень заинтересовался этими трудами и велел для себя сделать копии всех вышеозначенных работ. Именно эти вещи наиболее ценны для исследователей истории Смоленска. Вообще, перевод Евангелия на русский язык, выполненный отцом Никифором, был самым первым на территории России. Кое-какие книги Нового Завета переводились, но на тех территориях, которые сейчас к России не относятся, а перевод отца Никифора был сделан в Смоленске неподалеку от современного здания областной библиотеки, в храме, где он служил.

Рукописи отца Никифора хранятся в Смоленске, за исключением книги об иконе Богоматери Одигитрии, она пока не найдена. Известно, что отец Никифор переводил Псалтирь, но эта книга была им подготовлена уже после того, как вышел официальный перевод Псалтыри с еврейского языка. Данный труд долго считался потерянным, но к счастью недавно он был найден в рукописных собраниях одной из Российских библиотек, и сейчас он ждет своего исследователя.

А вот что касается перевода Евангелия, этим я как раз занимаюсь сейчас, это второй проект, который я веду, после житий смоленских святых. На данном этапе я занимаюсь изучением структуры этого текста, потому что отец Никифор, будучи историком, восприняв в плоть и кровь метод исторической науки того времени, превратил Евангелие в нечто похожее на евангельскую историю. То есть он не переводил его в чистом виде, по порядку, он сделал евангельскую гармонию. Известно, что все четыре евангелия описывают жизнь одной личности – Иисуса Христа, но написаны они немного по-разному. В XIX веке исследователи делали биографии Христа, в связи с чем появлялись такие евангельские гармонии.

Отец Никифор находился под влиянием этих трудов. Ценность его работы состоит в том, что он брал отрывки из разных Евангелий и выстраивал их в хронологическом порядке, представляя как цельную историю Иисуса Христа. Эти отдельные отрывки являются переводами частей того, что мы называем евангельским текстом. Книга Деяний апостольских, пятая книга Нового Завета, была переведена в большем соответствии со структурой исходного текста. Я склоняюсь к той мысли, что отец Никифор находился под влиянием некоторых протестантских богословов и протестантских гармоний, но пока окончательные выводы делать рано, потому что нужно проработать большую массу материалов, которые в Смоленске зачастую и найти невозможно. Надо работать в центральных библиотеках Москвы и Петербурга. Вероятно там можно найти книги, которые повлияли на отца Никифора в связи с выстраиванием им евангельской гармонии.

История и современность

- Как вы относитесь к книге Владимира Мединского «Стена»?

Это художественное произведение со всеми присущими этому жанру особенностями. Одна из таких особенностей, которая лично мне мешает читать подобные книги – это отсутствие научных примечаний. Во время чтения может возникнуть потребность понять откуда автор взял тот или иной информационный блок – относится ли что-либо из его произведения к сфере фактов, или это его фантазии. Разобраться в этом помогают сноски и примечания. Именно поэтому книгу Владимира Мединского «Стена» и не читал, ничего о ней сказать не могу.

- Возможно ли обретение утерянной древней иконы Одигитрии?

Вопрос о древней иконе Богородицы Одигитрии, которую привез в Смоленск Владимир Мономах, очень сложен. Этот артефакт всегда представлял для искусствоведов, музейных работников, историков и верующих очень большую ценность. Икона Богородицы Одигитрии являлась и является, наверное, самой знаменитой на территории России. Ее пропажа вполне объяснима: за ней гонялось очень много людей. То, что она погибла, маловероятно. Она может находиться в каком-то частном собрании, владельцы которого будут не заинтересованы в предоставлении информации о ней. Нельзя исключать, что она хранится в запасниках какого-нибудь центрального музея, и работники музея, скорее сего, будут также не заинтересованы в разглашении информации о том, что находящаяся у них икона является той самой мономаховой древней Одигитрией.

Икона Смоленской Богоматери Фото: Михаил Ефимкин

 

Справка АиФ

Эдуард Стороженко родился в 1976 году. В 1997 году окончил Смоленскую духовную семинарию, в 2002 году – Санкт-Петербургскую духовную академию, в 2011 году – исторический факультет Смоленского государственного университета. С 2002 по 2004 годы преподавал в Смоленской духовной семинарии. С 2004 года работает в ГБУК «Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского». В данный момент является ведущим библиотекарем сектора городского абонемента отдела абонементов, заведующий кафедрой православной культуры в областной библиотеке. Кроме этого является шеф-редактором и главным научным сотрудником журнала «Странникъ», а также преподавателем философии и права в Смоленском колледже легкой промышленности и индустрии моды.