Смоленский актер покорил ГИТИС

Фото: из архива актера

На прошлой неделе выяснилось, что в жизни известного смоленского актера драматического театра имени Грибоедова Андрея Шанина грядут большие перемены. Мы пригласили его побеседовать с нашими корреспондентами.

   
   
Андрей Шанин - звезда Смоленской драмы. Фото: из личного архива

Антон Бакунин, smol.aif.ru: Что нового произошло в твоей творческой жизни с момента нашей последней встречи?

Андрей Шанин: Главное, то что изменилось, я поступил учиться на второе высшее в Российский Университет театрального искусства, знаменитый ГИТИС. Поступил на факультет «Режиссура театра» по специальности «Режиссура драмы» к очень известному мастеру, выдающемуся культурному деятелю, Валерию Беляковичу. Он основатель и художественный руководитель Московского театра на Юго-Западе, а так же руководитель Московского драматического театра имени Станиславского на Тверском бульваре. Валерий Романович руководитель и мастер моего курса, что несомненно честь для меня.

А.Б.: Расскажи подробнее о том, как ты туда попал, как проходили вступительные экзамены?

А.Ш.: Попасть туда было действительно не просто, ведь, признаться, преимущество отдавалось актерам, что уже состоялись, но не имеют высшего образования. Бывает такое, что человек занимается в какой-то студии, всю жизнь связывает с театром и потом играет не уступая профессиональным актерам. Это распространенная практика.

Здесь, как и в других творческих вузах, прежде чем дойти до вступительных экзаменов, нужно пройти прослушивание и туры. На прослушивание было выделено десять дней, проходили они в театре Станиславского. Я нашел «окошко» и приехал. Там читал отрывок из «Василия Теркина», «Черного человека» Сергея Есенина, прозу из «Шинели» Гоголя. На самом деле, у людей, которые там присутствовали, глаз уже наметан и для них все понятно буквально с первых слов.

Андрей в роли Дениса Давыдова в постановке «Давным-давно». Фото: из личного архива

Еще Валерий Романович меня попросил показать, как я веду свадьбы, ну я и показал небольшой этюд. Это было действительно смешно. А вот на туры у меня не получилось приехать. Я объяснил, что у меня в Смоленске есть репертуар, в котором я задействован, и работы достаточно многою. Я отправил свою работу, где раскрыл режиссерский замысел на примере одной из пьес, и приезжал уже на сами экзамены. Конкурс был большой и многие «отсеялись» во время туров. До экзаменов дошло человек 50 и половина так же ушла. Я понял, что мне нужно что-то новое, есть желание учиться дальше. Но это будет плавно перетекать из одного в другое, я не собираюсь прощаться с актерской профессией и продолжаю служить театру.

                                                                         

А.Б.: Ну а на смоленской сцене как у тебя прошел последний сезон?

   
   

А.Ш.: Этот год был для меня немного экспериментальным. К примеру, я сыграл роль слепого капитана в спектакле «Я конечно вернусь», который лежит в госпитале, потеряв зрение. Мой герой пытается покончить жизнь самоубийством, такое пограничное состояние у человека. Я попробовал, а получилось или нет — судить не мне. Сам ведь я категоричен и считаю, если есть рисунок, его всегда можно наполнять новыми красками, делать больше штрихов и с каждым разом тоньше и интереснее.

Сыграл роль Садко, весь этот старорусский стиль - интересная работа. Сыграл в «Антикризисной комедии» афериста переодетого в женщину. Одной их самых ярких ролей последних считаю образ Дениса Давыдова в «Давным-давно». Я решил не идти по пути штампов, что были в фильме, а создал собирательный образ из представителей армии, в которой я служил. Была сыграна роль Феликса в спектакле «Палата бизнес класса», такой образ бухгалтера-неудачника. Всего сыграл за сезон 109 спектаклей.

Еще одно достижение Андрея - роль Садко. Фото: из личного архива

А.Б.: Участвуешь в новых постановках в Смоленске?

А.Ш.: Да, впереди новый спектакль по роману нашего министра культуры Владимира Мединского «Стена». Это история про смоленскую крепостную стену, которая поставлена в преддверии юбилея города. По предварительному распределению ролей, мне достался образ предателя, нехорошего человека. Но, признаюсь, ты всегда ищешь оправдания даже плохим персонажам, которых примеряешь на себя. Категорически плохими герои могут быть только в комиксах.

А.Б.: При вступительных экзаменах в Москве параллельно чем-то занимался?

А.Ш.: Москва, по большому счету, наша театральная столица. Во время экзаменов я четырежды посетил театр-мастерскую Петра Фоменко, три раза «Ленком» по своему удостоверению. Благо, действует еще такое правило, что актеры со «всего света» могут, предъявив документ, посетить эти постановки. Это опыт для меня, это толчок, это подстегивает к тому, что хочется освоить еще больше. Да и сам факт, что ты находишься среди этих людей, обсуждаешь то, чем интересуешься и живешь - это неимоверное удовольствие для меня.

Параллельно я еще посетил «Мосфильм», куда предварительно записался и оставил свои данные в их картотеке. Мне это тоже интересно, ведь по специальности я актер театра и кино. Будем ждать звонка с заветными цифрами «495». Так же поучаствовал на двух пробах в новых проектах, но не прошел.

                                                                         

А.Б.: Давай попробуем представить тебя уже в образе режиссера. Что бы ты поставил на смоленской сцене?

А.Ш.: Драматургического материала интересного много и классика никогда не умирает. Хочется делать про людей и для людей. В Москве, при общении с коллегами из других провинциальных городов, я понял, есть такая проблема, что репертуар многих театров перетекает в «развлекуху». Это превращается в спектакли «хохмочей», на которых, по сути, не смешно. Конечно, место комедиям в театре должно быть. Но пусть это исходит из души.

У нас есть публика театральная в Смоленске, у нас большой зал. Но в то же время собрать на одну премьеру пять раз подряд полный зал — это можно сказать подвиг. Мне хотелось бы ставить спектакли и мне кажется у меня это получится. Я не собираюсь учиться для того, что бы потом ставить спектакли хуже остальных. Я хочу быть лучше всех, может это и не скромно. Конечно, есть и проблемы сегодня, в том числе финансовые.

Это Москва, а второе высшее бесплатным, как известно, не бывает, и это большие деньги. На мою актерскую зарплату рассчитывать не приходится. Если будет нужно, буду зарабатывать в том же такси, но сдаваться не собираюсь. Хотелось бы надеяться и на какую-то помощь со стороны города, но пока никаких просветов по этому вопросу нет. Я просто верю, что все будет хорошо.