С XI по XX век более 80 человек прославили смоленскую землю подвигами святости. Среди них встречаются разные по характеру и образу жизни люди. О некоторых из них история сохранила много сведений, о других – мало. Но все они представляют собой самых настоящих героев христианской веры. Мы познакомимся с несколькими наиболее на наш взгляд яркими биографиями. В этом нам поможет исследователь истории смоленской святости Эдуард Стороженко, рассказ которого несколько отличается от от широкоизвестных вариантов этих легенд.
Авраамий Смоленский
Этот удивительнейший для своей эпохи человек жил на рубеже XII и XIII веков. Житие говорит, что он с раннего детства вел довольно созерцательный образ жизни: старался часто ходить в церковь, много читал и молился. Когда родители стали убеждать его вступить в брак для того чтобы продолжить род, он отказался. Когда они умерли, Авраамий пустил все наследство на благотворительность, а сам, как один из городских бедняков стал жить в крайней нищете. Так продолжалось до тех пор, пока он не решил стать монахом.
Читайте также: | |
---|---|
Какие предания бытуют на Смоленщине |
Преподобный поступил в одну из городских обителей, где вскоре после рукоположения во священники приобрел огромную популярность. Его призванием было то, что позже называли старчеством. Он тщательно совершал все богослужения, проповедовал и в храме, и вне его, исповедовал, давал духовные советы. Его наставления оказывали огромное воздействие на людей, ведь преподобный обладал не только незаурядными ораторскими способностями, но и жил в полном соответствии с тем чему учил других. Именно он вместе с близкими ему людьми организовали то, что сейчас назвали бы богословским научно-практическим центром. Они читали и копировали книги, писали иконы, заботились о церковном благолепии, под которым понимается и интерьерный дизайн храмового пространства, и церковная музыка, и проповедь, и иконопись.
Сегодня можно познакомиться с некоторыми литературными текстами, возникшими в недрах этого богословского центра. Во-первых, – это принадлежащее перу преподобного Авраамия «Слово о небесных силах и о том, зачем был создан человек», а во-вторых, – это «Житие и терпение» Авраамия Смоленского, написанное его святым учеником Ефремом. По оценке специалистов оба произведения являются уникальными литературными памятниками.
Конечно же, успехи Авраамия не прошли незамеченными, у подвижника появилось много тайных завистников и явных врагов среди священников и монахов. Своими клеветами они несколько раз воздвигали гонения на него, одно из которых было столь опасно, что могло стоить святому жизни. Поверив клевете, епископ запретил преподобному служить обедни и сослал его в небольшой загородный монастырь. Святой повиновался. Но город был за это наказан. Наступила большая засуха. Священники и народ молились о дожде, но Бог не слушал их. Тогда догадались, что это возмездие Божье за гонение на святого человека. Епископ был вынужден помириться с преподобным Авраамием и просить его молитв. Как только святой произнес молитву, небо покрылось тучами, и пошел долгожданный дождь. Этот случай положил конец преследованиям святого. В конце-концов он стал первым настоятелем Смоленского монастыря, который теперь носит его имя.
Меркурий Смоленский
Не менее поразительна и история святого мученика Меркурия Смоленского. Он жил в XIII веке и известен как освободитель Смоленска от татарского разорения. Правда самые удивительные детали его биографии с течением времени стали непонятны редакторам-переписчикам текстов о нем. Поэтому его память обросла различными вымыслами, многие из которых до сих пор бытуют на страницах печати или в Интернете. Тем не менее, самый древний вариант «Повести» о святом мученике Меркурии свидетельствует, что он происходил из знатного римского рода, был католиком и членом рыцарского монашеского ордена тамплиеров. В те времена орден тамплиеров был очень влиятельным. Его представители занимались дипломатической и международной финансовой деятельностью. Он направлял своих представителей ко дворам тех правителей, которые могли быть ему полезны. Вот одним из таких дипломатическим представителей тамплиеров и стал Меркурий. Еще в юном возрасте он был послан из Рима в Смоленск.
Читайте также: | |
---|---|
Легенды Смоленской крепости |
Смоленское княжество в те времена имело, по сравнению с прочими русскими землями самое удачное положение. Оно было сердцем Руси, поскольку находилось в самом центре русских земель, а, кроме того, в нем сходились самые важные торговые пути того времени. Один из них известен как путь «из варяг в греки». Он связывал северные и южные страны, а другой путь – волжский, который связывал страны Запада и Востока.
Как и все дипломаты, Меркурий был на особом счету у городской власти. В его обязанности входило помогать своим единоверцам, и стоять на страже интересов своего ордена.
Уникальное положение Смоленска заинтересовало татар, которые возвращались из своего победоносного европейского похода. Они захотели разорить и разграбить город.
Но, как сказано в «Повести», Богородица с помощью святого Меркурия разрушила этот план. Она ночью велела соборному пономарю привести к себе Меркурия. Пономарь исполнил повеление. Когда Меркурий пришел в храм, то услышал от чудотворной иконы Богородицы о тайном замысле татар, о том, как надо действовать, чтобы их победить, и о том, что самого Меркурия ждет мученический венец, а город – избавление от погибели.
В точности выполняя данное ему от иконы повеление, Меркурий победил противника. Но после сражения сам был вероломно убит одним из татар. Это произошло так: утомившись после боя, он стал на колени, опустил голову к земле и стал молиться. Вот здесь то и подкрался к нему татарин и отсек ему голову. Но после этого произошло чудо: Меркурий взял свою отрубленную голову и пошел к городу. Сделав несколько шагов, он упал. Видя это, враги пришли в ужас и бежали от Смоленска, а смоляне очень обрадовались. На том месте, где упал святой, была выстроена ротонда. Ее остатки находятся около церкви Иоанна Богослова.
Поступок Меркурия так поразил смолян, что они сразу стали почитать его как святого мученика, то есть человека, который пожертвовал своей жизнью за истинную веру.
Андрей Смоленский
Святой князь Андрей Смоленский один из загадочных святых. О нем известно не много. А то, что известно не позволяет точно сказать в какое именно время он жил. Поэтому одни исследователи относят время его жизни к концу XIII, а другие – к концу XIV века. Будучи смоленским князем, в период смуты и вследствие заговора против него, он оставил княжение и никем не узнанный пришел в Переславль Залесский. Здесь он влачил нищенское существование и прислуживал при церкви святого Николая. Около тридцати лет он терпел оскорбления и нужду. Никто не знал, кто он и откуда пришел. Но когда он умер, у него обнаружили документ, в котором говорилось, что он является одним из смоленских князей. Подлинность документа свидетельствовали найденные здесь же княжеский золотой перстень и княжеская золотая цепь.
Первое упоминание об Андрее Смоленском находится в житии преподобного Даниила, учителя Герасима Болдинского. Именно преподобный Даниил на склоне своих лет обрел мощи святого Андрея при реконструкции Никольского храма в Переславле Залеском. Во время этого обретения собравшиеся люди стали свидетелями разных чудес. Хранившиеся при храме цепь и перстень святого Андрея в последствии были отданы на благословение московским государям, а найденный после смерти князя документ бесследно исчез в одном из пожаров.
Иулиания Вяземская
История святой Иулиании Вяземской относится к концу XIV – началу XV века. Она была супругой вяземского князя Семена Мстиславича. В ходе борьбы за западнорусские земли и смоленское, и вяземское княжества попали во власть Литвы. Лишившиеся своих уделов князья – смоленский Юрий и вяземский Симеон обратились за помощью к великому московскому князю Василию Дмитриевичу. Тот даровал им в управление город Торжок и его окрестности. Оба князя дружили, и потому это совместное управление для них не было в тягость. Иулиания была очень красива, и Юрий не раз склонял ее к измене мужу. На что она всегда отвечала отказом, мотивируя это тем, что она должна быть верна своему супругу до конца. Беззаконник не унимался. Однажды он устроил пир и пригласил на него своего друга вяземского князя Симеона с супругой. В разгар веселья он своими собственными руками убил Симеона и устремился к Иулиании с тем, чтобы овладеть ею. Обороняясь, святая Иулиания ранила Юрия и стала убегать.
Читайте также: | |
---|---|
Легенды старых усадеб |
По приказу несостоявшегося любовника ее схватили, расчленили и выбросили в реку Тверцу. В тихой заводи этой реки ее останки были вскоре найдены крестьянином, который получил от них исцеление от паралича. Он рассказал об этом городским священникам, которые извлекли мощи из воды и похоронили в Преображенском храме Торжка.
Конечно, князь Юрий после этого злодеяния не мог оставаться в Торжке. Мучимый совестью он скитался и в Орде, и на Руси. Есть сведения, что он принял монашество и раскаялся в своем поступке.
Место погребения князя Симеона вяземского до сих пор остается неизвестным, а могила святой Иулиании очень быстро стала пользоваться популярностью. При ней совершалось много чудесных исцелений.
Герасим Болдинский
Время жизни Герасима Болдинского – это конец XV – середина XVI века. Он родился в Переславле Залесском в небогатой благочестивой семье. Его мирское имя – Григорий. Родители обучили его сапожному ремеслу. Но светская жизнь его тяготила. Очень рано он стал учеником преподобного Даниила Переславского – того самого, который на склоне лет совершил обретение мощей святого Андрея Смоленского. Даниил постриг Григория с именем Герасим в монахи, когда ему исполнилось немногим более 13 лет. Очень скоро Герасим стал его келейником и личным секретарем. Под его началом он прожил 26 лет. Из них 20 лет – в одной келье, и 6 лет – самостоятельно. Когда Герасиму исполнилось 39 лет, он просил преподобного Даниила отпустить его из обители, чтобы подвизаться в более уединенном месте. Святой Даниил позволил ему это. После скитаний по разным пустынным землям Герасим облюбовал себе место в дремучем лесу недалеко от Дорогобужа на старой смоленской дороге. Но через какое-то время, благодаря чудесному видению, он переселился в Болдино. Там он основал монастырь.
Будучи человеком деятельным и большим ревнителем благочестия, он впоследствии основал еще три монастыря – в Вязьме, в Сверколучье и на Жиздре. Причем в Вязьме ему пришлось столкнуться с самой настоящей мафией, которой поначалу не понравилось соседство с благочестивым монахом. Однако непреклонная воля святого и его удивительные личные качества так пленили бандитов, что они стали благочестивыми монахами.
Все монастыри, основанные Герасимом, были монашеской республикой. Они управлялись игуменом, который обязан был слушаться монастырского совета, в который входили 12 старейших монахов из пострижников обители. Из этих же старцев игумен и выбирался. Должность игумена была пожизненной. Игумена нельзя было выбирать из чужого монастыря. Он мог принимать самостоятельные решения только в вопросах церковной службы. Трапеза у всех была общая, а пища на ней – одинаковая и для игумена и для братии. Держать какое бы то ни было спиртное запрещалось. Изгонять провинившихся позволялось только в случае крайней нужды, и то без скандалов. Женщины могли свободно входить в обитель только три раза в год по особым праздникам, а в прочее время – только для исполнения кратких молебствий.
Николай Японский
Святого Николая (Касаткина) называют равноапостольным. Такое наименование получают те, кто обратил в православие целые страны и народы. Он обратил в православие Японию. В свое время то место, где он родился и вырос, было территорией Смоленской губернией. Теперь это Тверская область. Он происходил из семьи бедного священнослужителя, окончил уездное духовное училище, потом учился в Смоленской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Именно там, на доске объявлений, он увидел, что требуется священник для русского посольства в Японии. Он очень захотел принять это служение. Его манила перспектива стать миссионером.
Но миссия в Японии была опасным делом. За проповедь христианства там могли убить. Японцы тогда относились к иностранцам и к христианству очень враждебно. Но это не остановило святого. Восемь лет ушло на изучение страны, народа, языка, нравов и обычаев. С большим вниманием и уважением он относился к культуре этого древнего государства, с большой любовью он знакомил эту государство с христианством. И это принесло великие плоды. Через полвека непрестанных трудов в 266 приходах насчитывалось 33017 православных христиан, 35 священников, 2 архиерея, 116 проповедников-катехизаторов. До сих пор, если приехать в Токио и сказать «Никорай-до», то есть «Дом Николая» (звука «л» в японском нет, вместо него говорят «р»), то вам объяснят, как отыскать православный храм. Японцы очень уважают равноапостольного Николая. Когда он умер, похоронная процессия растянулась на 10 километров, и даже сам японский император прислал на его могилу венок. Подобных почестей чужеземцев до этого никогда не удостаивали.
Серафим (Остроумов)
Жизнь этого святого пришлась на переломное для России время. Еще будучи священником, он проявил себя как талантливый руководитель на должностях настоятеля монастыря и ректора семинарии в одной из украинских епархий. Свое епископское служение он начал незадолго до революции – в 1916 году. Около года он был епископом Бельским (Украина), затем около 10 лет епископом Орловским и Севским. В 1922 году подвергся аресту и был приговорен к 7 годам заключения.
Однако через 10 месяцев его освободили по амнистии. С 1 ноября 1927 года стал правящим архиереем Смоленско-Дорогобужской епархии. В ходе борьбы с Церковью атеистического по своей сути режима в конце 1936 года он был вновь арестован и через некоторое время приговорен к расстрелу по обвинению в организации антисоветской деятельности. Приговор был приведен в исполнение 8 декабря 1937 года. Не смотря ни на что, этот человек явил пример бескомпромиссного и самоотверженного служения Христу и его Церкви.