Записки историка: возведение собора на Протоке

План собора на Протоке. © / Владимир Марков / АиФ-Смоленск

На восточной окраине Смоленска, возле микрорайона Шейновка сохранились руины какого-то огромного древнего собора. Выше уже было упомянуто, что восточная часть древнего города контролировалась церковью (епископами). Поэтому, несомненно, эти древние развалины относились к какому-то епископскому монастырю. Когда же он был построен и как мог называться?

   
   

Изучение древних руин

К такому же выводу первыми пришли советские исследователи Николай Воронин и Петр Раппопорт: – «Восточная окраина Смоленска была связана с епископским землевладением, в связи с чем часть ее получила название Крылошовского конца. Конечно, это название появилось не в литовское время, а в пору расцвета Смоленского княжества в XII – XIII вв. Очень вероятно, что церковь на Протоке была храмом какого-то крупного, возможно епископского, монастыря. Не исключено, что он был основан епископом Игнатием (упом. в 1206 году) и посвящен «положению риз богоматери»; в этом монастыре игумствовал после прекращения гонений на него Авраамий Смоленский».  Этими учеными в 1962 – 1963 годах древние руины были полностью раскопаны. Оказалось, что это был «большой четырехстолпный храм, несколько вытянутый по оси восток – запад. С трех сторон к нему примыкает галерея, западная часть которой выделена в самостоятельное членение – как бы нартекс храма. К этому нартексу с запада пристроен притвор. К северо-западному и юго-западному углам комплекса примыкают маленькие четырехстолпные храмики».

Части фресок из собора на Протоке Фото: АиФ-Смоленск / Владимир Марков

Николай Воронин и Петр Раппопорт пришли к выводу, что собор на Протоке был построен той же (епископской) строительной артелью в самом конце XII века, вскоре после возведения небольшого храма  на Большой Краснофлотской улице. Но, при датировании этого комплекса следует обязательно учитывать тот факт, что этот огромный соборный комплекс возводился не сразу в один прием, а постепенно. Причем, каждая его часть возводилась как отдельное законченное сооружение. Например: «существенно при этом, что штукатурка делалась по частям после завершения каждого слагаемого комплекса: она сохранилась на местах смыкания стен галереи с храмом, северной капеллы с галереей и т. п.» То есть строительство комплекса продолжалось дальше только после того, как из его элементов был полностью закончен. А это может свидетельствовать только о том, что строительство собора на Протоке затянулось на долгие годы, и, возможно, длилось не менее десяти лет.

Открытие уникальной фресковой росписи

Во время археологических раскопок были открыты многочисленные фрагменты древней живописи. «От росписи комплекса сохранились остатки, относящиеся главным образом к панелям храма. Они украшались росписью двух видов: ярусом белых завес или подражаниями облицовке стен инкрустированным мрамором («полилития»). Выше панелей шли лицевые фигурные изображения (жертвенник). Столбы в нижней части были расписаны белыми завесами (северо-восточный столб) или декоративными мотивами, подражающими импортным тканям (юго-западный столб). Аркосолии расписывались постепенно, по мере их заполнения погребениями. На тыльной стене ниши помещалась композиция типа моления, или деисуса, а сама гробница декорировалась росписью, имитировавшей покров из драгоценной узорчатой ткани. Роспись характеризовалась красочностью и любовью к орнаментации. Роспись стен галерей была мельче и приближалась к станковой, в центральной же части храма роспись более монументальная».

Фрагмент росписи жертвенника Фото: АиФ-Смоленск / Владимир Марков

На основании того, что живопись «стен галерей была мельче и приближалась к станковой» можно предположить, в росписи собора на Протоке мог принимать участие и сам св. Авраамий. Не будем забывать, что он не только переписывал книги в скриптории, но и был иконописцем. В Житии составленном его учеником св. Ефремом также написано – «Приемь же блаженый дом святыя богородица и украси ю яко невесту красну же, яко же и преже и боле, рцем, иконами и завесами, и свещами…» Можно отметить, что и в других смоленских храмах конца XII - начала XIII веков, в которых сохранилась остатки фресковых росписей, а не только в храме на Протоке, «многие фрагменты росписи <…> позволяют заключить, что она была довольно мелкой, приближаясь по своим масштабам к иконописи».

Необходимо также отметить и то, что в смоленских храмах этого периода, в подавляющем большинстве случаев (как и в соборе на Протоке), в качестве завес не использовалась очень дорогая импортная ткань, а рисовалась на стенах ее имитация. Николай Воронин обратил внимание на то, что в храме на Протоке, древние художники не просто слепо копировали орнаменты или рисунки на дорогих тканях и писали полилитию, а вкладывали в них какой-то тайный «глубинный» смысл. А это тоже косвенно может свидетельствовать  том, что если сам св. Авраамий и не принимал личного участия в росписи, то производилась она, несомненно, под его  руководством. – «Специальному исследованию подлежит явно ощутимая даже в росписи панелей символика храма на Протоке. Мы отмечали нерасшифрованные сложные формы «процветших» крестов на завесах, загадочные орнаментированные знаки в обрамлении панно полилитии на северной плоскости северо-западного столба. Все эти мелкие подробности явно имели свой сокровенный «глубинный» смысл и, может быть, связывались с содержанием росписи в целом. Возможно также, что они служили символами какого-то скрытого «еретического» замысла».

К сожалению, почти все вновь обнаруженные уникальные древние росписи были сняты со стен храма и вывезены в Ленинград. Там они были отреставрированы и сейчас экспонируются в Петербурге, в государственном Эрмитаже. Но, может быть это даже и к лучшему, так как даже те небольшие фрагменты фресок, которые достались Смоленскому музею-заповеднику до сих пор нигде постоянно не экспонируются. И даже более того, очень может быть, что часть фрагментов фресок найденных еще в 1962 – 1963 годах до сих пор остаются не разобранными и не отреставрированными.

   
   

Уникальный памятник древнесмоленского зодчества

Значительные размеры собора на Протоке, которые были, вероятно, сравнимы с размерами древнего кафедрального Успенского собора на Соборной горе, также могут свидетельствовать об огромном значении для древних смолян этой святыни. Например, одна из главных смоленских святынь – «большой храм Борисоглебского монастыря на Смядыни также меньше храма на Протоке: основа шестистолпного храма на Смядыни 17,05Х25,86 метра; основа храма на Протоке (с нартексом) 19Х29,75 метров. Соответственно ширина храма с галереями на Смядыни – 29,5 метров; на Протоке – 32 метра, а с боковыми храмиками 47 метров. Эта величина памятника свидетельствует об его общественной значимости и незаурядности».